Сравнительный метод в системной психофизиологии

Системная психофизиология, основы которой были заложены трудами В.Б. Швыркова и его коллег, основана на признании:

  1. единой психофизиологической реальности, в которой психологическое и физиологическое – лишь разные стороны рассмотрения системных процессов;
  2. способности организмов достигать необходимые для своего выживания результаты – определённые соотношения со средой в качестве критерия эволюционного отбора. При этом индивидуальный опыт отражает филогенетическую историю выживания вида и онтогенетическое развитие индивида и состоит из набора функциональных систем, которые являются элементами субъективного мира;
  3. того, что поведенческий акт формируется в процессе системогенеза – образования новой функциональной системы. Как же с позиций этого подхода выглядят межвидовые различия поведения и психики и как использовать уже имеющиеся знания о системной структуре индивидуального опыта животных в исследованиях человека?

Современный срез эволюционирующей биосферы представлен животными разных видов и разного филогенетического уровня. Они имеют не только разную анатомию, но и разный репертуар актов поведения.

В одной и той же среде разные виды выделяют совершенно разное в зависимости от их поведенческих возможностей и экологии. Развитие нервной системы привело к более дробному, более дифференцированному соотношению организма со средой, а следовательно, и более сложной структуре индивидуального опыта.

Судить об этой структуре можно на основании изучения активности специализированных относительно элементов опыта нейронов.

Представления о том, что поведенческие возможности определяются разнообразием наборов специализированных нейронов, уже получили экспериментальное подтверждение. Была установлена системоспецифичность нейронов, т.е. принадлежность каждого нейрона только одной системе.

Именно эти разработки сделали метод исследования импульсной активности нейронов в поведении объективным методом изучения структуры индивидуального опыта, его формирования и реализации.

Поскольку использование данных, полученных в рамках структурно-функциональной парадигмы, для формулировки заключений о системной специализации нейронов затруднено, экспериментальное решение задач системной психофизиологии возможно путём выяснения типов и количества поведенчески специализированных нейронов разных типов (паттерны специализации нейронов), вовлечённых в обеспечение поведения, и анализа динамики импульсной активности этих нейронов на последовательных этапах поведения (в разных актах).

Сравнительное же системно-психофизиологическое исследование заключается в сопоставлении подобных показателей у индивидов, принадлежащих к разным видам.
Сравнительные исследования системной организации активности мозга в поведении направлены на выяснение особенностей структуры и особенностей формирования индивидуального опыта у животных разных видов.

Они должны дать ответ также и на вопрос о наиболее общих закономерностях системной организации активности мозга и поведения, инвариантных у животных с разным строением нервной системы.

Выявление общих и видоспецифичных характеристик формирования и реализации индивидуального опыта явится основой для развития системно-эволюционных представлений о мозге, поведении и психике. В частности, оно будет способствовать установлению тех особенностей системной организации мозговой активности, которые отличают человека от животных.

Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют как о сходных, так и о различных характеристиках системной организации индивидуального опыта человека и животных. Как и у животных, у людей зарегистрирована активность нейронов, связанная с определёнными актами, а также обнаружена зависимость этой активности от цели поведения.

В то же время описанные у разных животных нейроны «лиц», могут быть отнесены к системам актов «социального» поведения, изучение которого на нейрональном уровне у животных также уже начато.

Что касается специфики человека, у него были обнаружены нейроны «слов», т.е. клетки, избирательно активирующиеся при предъявлении определённого слова.

Этот факт позволяет предположить существование «добавки» к опыту животных, в виде специфически человеческого опыта – знаний. Последнее может изучаться путём сопоставления активности мозга «с индивидуальной историей воспитания, обучения и обстоятельств жизни конкретного человека».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)