Сравнительная педагогика в системе современного педагогического знания

Понятие сравнительной педагогики. 

Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В  английском языке «to compare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная  педагогика»хотя, с нашей точки зрения, точнее было бы обозначение «педагогическая компаративистика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как  педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике,  довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.

В самом общем виде  сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах  и  регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая  способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования  зарубежного опыта.

Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется  как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта». Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и  практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем.

Национальная система образования. 

В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:

  1. государственные органы управления образованием (министерство образования, управления и отделы образования и т.д.);
  2. участников образовательного процесса (преподаватели, студенты, учителя, школьники, воспитатели и т.д.);
  3. образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
  4. учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы (школы, университеты, колледжи, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.).

В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация  различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования,  послевузовского образования.

Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологиейдидактикойтеорией воспитанияпсихологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика – самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.

Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики.

Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины.

Объект сравнительной педагогики – образование в глобальном, региональном и национальном масштабах.

Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи  сравнительной педагогики:

  • анализ и описание фактов, отображающих процесс развития образования в различных странах;
  • классификация, систематизация, сравнительный анализ количественных и качественных данных о развитии  образования в различных странах;
  • выявление закономерностей и тенденций развития образования в различных странах;
  • прогнозирование возможных путей развития образования в различных странах;
  • сравнение и сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.
  • общий анализ систем образования в разных странах.

Основные функции сравнительной педагогики:

  • унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами;
  • сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования;
  • прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем;
  • разработка планов развития образования.

Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики. 

Сравнительная педагогика использует  общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д.   Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация  и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)