Способы обеспечения законности в государственном управлении

1. Основные направления деятельности по обеспечению законности в государственном управлении

Обеспечение дисциплины и законности в государственном управлении предусматривает деятельность соответствующих государственных структур, направленную:

  • оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;
  • на недопущение органами исполнительной власти нарушений требований и предписаний, установленных действующими законами и подзаконными актами;
  • установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;
  • привлечение к ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;
  • разработку и принятие мер, обеспечивающих устранение причин и условий нарушений законности.

2. Государственный контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении

Сущность контроля:

  • получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
  • принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
  • выявление причин и условий, способствующих правонарушению;
  • наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
  • принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц.

В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется:

  • специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта);
  • на общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов).

Контроль может быть внешним (осуществляется органом, который не входит в систему проверяемого ведомства) и внутренним (проверка проводится собственными силами ведомства, учреждения, министерства).

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:

  • контроль, осуществляемый органами представительной власти;
  • контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).

3. Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении

Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

Деятельность поднадзорного объекта оценивается с точки зрения законности, но не целесообразности. При надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного недопустимо.

Основные признаки надзора:

  • в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воз действия в отношении виновных лиц;
  • органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов;
  • органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены.

Виды надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – это специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления.

Различают две организационные формы надзора в сфере управления:

  • надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и другие);
  • надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, на основе поступивших заявлений, жалоб, дел.

Предмет прокурорского надзора: соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)