Специфика русской философии

Господствующей отраслью культуры Киевской Руси была религия, что соответствовало времени (так было
в Средние века и на Западе, и на Востоке) и специфике русского национального характера.

Сквозь христианские и более древние языческие представления пробивалась русская философская мысль, обслуживавшая религиозные потребности (общеизвестно изречение, что в Средние века философия была служанкой религии), порой становясь в оппозицию к ним.

Специфическими чертами русской философии следует считать:

• онтологизм, в том смысле, что приоритет отдается целостному функционированию человека в мире, а познание является частью общего отношения к действительности;

• панморализм, в том смысле, что русская философия больше всего занята темой о человеке, его судьбе и путях, о смысле и цели истории;

• чрезвычайное внимание к проблемам историософии и эсхатологии. Последнее В. В. Зеньковский обосновывает интересом к утопиям и стремлением обрести социальный идеал.

Панморализм русской философии, который в своих философских сочинениях выразил с исключительной силой Лев Толстой, Зеньковский подтверждает ссылкой на «субъективный метод» русского мыслителя народнического толка Н. К. Михайловского и его анализ понятия «правда» в русском языке.

В этой черте русской философии, так же как в онтологизме, заключается тот идеал целостности, в котором
B. В. Зеньковский видит одно из главных вдохновений русской философской мысли.

За редкими исключениями русские философы ищут именно «целостности, синтетического единства всех сторон реальности и всех движений человеческого духа».

Первое русское письменное произведение «Слово о законе и благодати» можно считать не только религиозным, но и философским, поскольку обобщения, присутствующие в нем, далеко выходят за рамки собственно религиозных проблем. То, что оно принадлежит митрополиту, не препятствует его определению в качестве философского.

В Средние века многие философские произведения написаны религиозными деятелями, к которым относятся и два самых выдающихся философа Средневековья — Августин Блаженный и Фома Аквинский. Главная рассмотренная в «Слове» проблема — о соотношении закона и благодати — существенно философская.

По мнению В. В. Кожинова, Иларион выразил не собственно христианскую, но русскую идею — именно ту, которая почти через тысячелетие воплотилась в «Пушкинской речи» Достоевского. Имеется в виду идея всечеловечности русского мышления.

0 «Слове» — наиболее значительном религиознофилософском произведении Киевской Руси — говорилось
ранее.

Обратимся к другому примечательному памятнику философской мысли, показывающему, как наши предки решали проблему происхождения и функционирования мироздания, — Палее Толковой, или «Книге бытия небеси и земли», представляющей собой «своеобразную энциклопедию как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания».

Она создана в XI—XII вв., и здесь через освященные христианством представления прорывается специфически русский взгляд.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)