Современные представления о классификации методов

В настоящее время в теории физической культуры имеются несколько классификаций методов обучения, воспитания и развития личности. Здесь рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физической культуры личности.

Используемые в физической культуре методы можно классифицировать на основании закономерностей, лежащих в основе процесса обучения. Они направлены на:

  • приобретение знаний;
  • овладение двигательными умениями и навыками;
  • развитие физических способностей;
  • формирование методических навыков и умений (рис. 4).

Современные представления о классификации методов

Методы, применяемые в физическом воспитании, раскрыты на рис. 5.

Современные представления о классификации методов

Методы, направленные на приобретение знаний, подразделяются на вербальные (рассказы, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия) и ориентированные на самостоятельное изучение различных источников информации (литература, видеозаписи и др.).

Знания о закономерностях, принципах и методах физического воспитания, систематизированные и применяемые на практике, способствуют осознанному полноценному овладению специальными знаниями и двигательными действиями, совершенствованию физического состояния и развитию функциональных возможностей.

Формирование двигательных умений и навыков осуществляется при использовании методов разучивания в целом и расчлененных методов (по частям, по разделениям, с помощью подготовительных упражнений), с соблюдением дидактических принципов обучения: создание полноценного представления о предстоящем двигательном действии; начального разучивания, углубленного разучивания и совершенствования. Применение того или иного метода зависит от уровня подготовленности обучающихся, пола, возраста наличия предварительного двигательного опыта и т. д.

В целом двигательное действие разучивают, если упражнение простое и его можно, выполнить без предварительного разучивания.

Метод разучивания по частям используется, если двигательное действие можно разделить на отдельные части с последующим соединением их в необходимое целое

Разучивание по разделениям применяется в тех случаях, когда двигательное действие можно выполнить с остановками.

К помощи подготовительных упражнений обращаются при разучивании двигательных действий, выполнение которых по разделениям или по частям невозможно.

Развитие физических способностей осуществляется на основе сочетания и регулирования нагрузки и отдыха при выполнении физических упражнений.

Интересно
Физическая нагрузка – это дополнительная по сравнению с покоем активность организма, связанная с выполнением физического упражнения. Ее принято разделять на внешнюю и внутреннюю.

По внешней нагрузке определяют величину тренировочной нагрузки, необходимой для решения задач физического воспитания. Внутренний показатель нагрузки показывает степень мобилизации функциональных и адаптивных возможностей организма (реакцию организма) при выполнении упражнений и позволяет оценить соответствие (либо несоответствие) нагрузки занимающимся.

Величина нагрузки характеризуется объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – суммарное количество выполненной работы

Интенсивность нагрузки характеризуется временем, затраченным на выполнение объема выполненной работы.

Существует закономерность соотношения объема и интенсивности, чем больше объем, тем меньше интенсивность и наоборот (рис. 6).

Современные представления о классификации методов

При формировании методических навыков и умений в процессе физического воспитания происходит не только передача специальных знаний, обучение двигательным действиям и совершенствование функционального состояния, но и формирование организаторских способностей спортсмена, судьи, организатора и др.

Целенаправленное формирование методических, организаторских навыков и умений осуществляется в процессе получения физкультурного образования на учебно методических, инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятиях (рис. 7).

Современные представления о классификации методов

Методическая подготовка – это процесс педагогического совершенствования обучающихся с целью овладения знаниями, навыками и умениями необходимыми для управления процессом и проведением различных форм физического воспитания.

Учебно-методические занятия направлены на формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для качественной организации и проведения мероприятий по физическому воспитанию.

Инструкторско-методические занятия направлены на повышение знаний, совершенствование навыков и умений обучающихся в организации и проведении занятий в различных формах физического воспитания.

Интересно
Показные занятия направлены на демонстрацию образцовой организации и методики проведения различных форм физического воспитания, выработку единого подхода к применению средств и методов физического воспитания.

Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя (обучаемого) и допуска его к самостоятельному проведению занятий в целом или отдельных частей занятия, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения.

Требования к уровню овладения и количеству методических навыков и умений зависят от вида деятельности – тренер, преподаватель, учитель, инструктор, спортсмен и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)