Социально-правовое моделирование

Для изучения разнообразных социально-правовых явлений и процессов давно и успешно используется метод социально-правового моделирования.

Метод моделирования социально-правовых процессов – это метод познания, в процессе которого используется вспомогательный объект – модель.

Модель – искусственно созданный объект в виде схем, чертежей, логико-математических формул, физических конструкций и т.п., который, будучи аналогичным исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Модель в процессе познания позволяет получить новую информацию о самом исследуемом процессе, явлении и предмете познания.

Наиболее распространенные виды моделей:

  • графическая модель – способ представления объекта в наглядной форме в виде рисунка, чертежа, графика или схемы;
  • словесная модель – представляет словесное описание объекта, процесса или явления, выраженное средствами того или иного языка;
  • математическая модель – математическое описание физического объекта, явления или процесса, выражающее их внутренние законы динамики, взаимодействия и свойства.

Рассмотрим, например, модель количества правонарушений на территории, обслуживаемой N-м УВД.

Словесная модель:

  1. Пусть на рассматриваемой территории в момент времени t0 зарегистрировано x0 правонарушений.
  2. Пусть количество регистрируемых правонарушений увеличивается во времени на величину kx.
  3. Принятие мер правоохранительной системы снижает количество правонарушений пропорционально квадрату от общего числа правонарушений mx2.

Тогда математическая модель, с помощью которой можно определить количество правонарушений в любой момент времени, будет иметь вид:

Социально-правовое моделирование

Графическая модель представлена на рис. 9.

Социально-правовое моделирование

Процесс моделирования можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – определение класса изучаемых объектов и законов, связывающих рассматриваемые объекты. Этот этап требует широкого знания фактов, относящихся к изучаемым явлениям, и глубокого проникновения в их взаимосвязи. Результатом этого этапа является построение модели.

Второй этап – это получение результатов с помощью модели для дальнейшего их сопоставления с результатами наблюдений изучаемых явлений.

Третий этап – это выяснение того, удовлетворяет ли принятая гипотетическая модель критерию практики, то есть согласуются ли результаты наблюдений с теоретическими следствиями модели и с какой точностью. Применение критерия практики к оценке модели позволяет сделать вывод о правильности положений, лежащих в основе изучаемой модели. Этот метод является единственным методом изучения недоступных нам непосредственно явлений макро- и микромира.

Четвертый этап заключается в последующем анализе модели в связи с накопленными данными об изучаемых явлениях и процессах и в усовершенствование модели.

При использовании метода социально-правового моделирования в правовой информатике моделируются с информационных позиций правовая система общества в целом, механизмы правового регулирования, правотворчества, правопорядка и др.; моделируются протекающие в указанных системах, механизмах процессы сбора, обработки и использования правовой и иной информации.

Информационный подход к праву, правовым явлениям и процессам предполагает как структурное, так и функциональное моделирование.

Например, строение механизма работы с правовой информацией в суде может быть представлено в виде такой модели:

  • цели работы с правовой информацией в суде;
  • работники суда, занимающиеся сбором, обработкой и использованием правовой информации,
  • субъекты информационно-правового воздействия;
  • осуществляемые в суде информационные действия, документы и прочее;
  • объекты информационно-правового воздействия;
  • каналы прямых и обратных связей между субъектами и объектами информационно-правового воздействия;
  • схемы работы с правовой информацией в суде.

В информационно-правовой работе широко используется и моделирование на ЭВМ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)