Социал – демократические и большевистские центральные газеты

Свою деятельность вместе с В. И. Лениным Г. В. Плеханов продолжил и в «Правде», на страницах которой успешно повел полемику с лидерами меньшевиков. В 1913 г. в цикле статей под общим названием «Под градом пуль» он подверг сокрушающей критике А. Н. Потресова, В. И. Засулич, В. Ежова (С. О. Цедербаума), В. Левицкого (В. О. Цедербаума), Е. Маевского и других меньшевистских лидеров, выступавших в газете «Луч».

Против ликвидаторов он выступал также в «Рабочей газете», журнале «Мысль» и других большевистских изданиях. Это было последнее сближение основоположника русской социал – демократии с Лениным. В годы Первой мировой войны их пути разошлись окончательно.

После первой российской революции в тяжелом кризисе находилась и пресса эсеров в связи со скандальным разоблачением Евно Азефа как агента царской охранки.

Азеф (Евно Фишелевич, 1869–1918 гг.), совершивший ряд крупных террористических актов (убийство в 1904 г. министра внутренних дел В. К. Плеве, в 1905 г. – великого князя Сергея Александровича), в 1908 г. был изобличен как провокатор, завербованный царской охранкой еще в 1893 году.

В печати появилось немало гневных выступлений в адрес эсеров.

В журнале «Голос социал – демократа» Ф. Дан в статье «Религия террора» писал: «Азеф был для партии эсеров больше, чем вождем. Он занимал в партии единственное в своем роде место и в этом отношении не знал себе равных… С провалом Азефа террор, как тактика революционного процесса, осужден, он играет прямо контрреволюционную и потому реакционную роль. Отделить террор от революции и противопоставить мнимореволюционному заговорщичеству действительно революционное массовое движение – обязанность всякого социал – демократа».

И все‑таки эсеры укрепляли свою прессу: с апреля 1907 по апрель 1914 г. их центральным органом являлась газета «Знамя труда», а в 1912–1914 гг. они издавали еще журнал «Заветы» и газету «Трудовой голос».

Социалистическая журналистика не шла ни в какое сравнение по своему количественному измерению с либеральной и монархической периодикой царской России.

«На сто либеральных газет, – отмечал в 1912 г. В. И. Ленин, – в России едва ли придется одна марксистская».

Но и эти сравнительно немногочисленные издания подвергались постоянному гонению со стороны властей: то и дело закрывались и вынуждены были выходить под другими названиями. Многократно меняла названия в 1913–1914 гг. эсеровская газета «Трудовой голос»: «Живая мысль», «Заветная мысль», «Вольная мысль», «Северная мысль», «Смелая мысль», «Верная мысль», «Стойкая мысль», «Живая мысль труда». Восемь раз пришлось менять свое название и большевистской «Правде».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)