Соединенные Штаты Америки

В XX в. США стали крупнейшей мировой державой. Войны, которые вели США, обошли территорию страны, а также благоприятные природные условия, человеческий фактор – привлечение инициативных, интеллектуальных сил всего мира – позволили Соединенным Штатам создать мощнейший производственный и научно-технический потенциал; достичь высокого материального уровня жизни населения; обладать решающим превосходством в военной области и претендовать на роль гаранта существующего миропорядка.

В США возрастание регулирующей роли государства, в частности исполнительной власти, отчетливо проявилось в ходе Первой мировой войны. Так, принятый в 1917 г. Закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США право через создаваемые им органы, не обращаясь в Конгресс, вмешиваться в производство, сбыт продукции, в трудовые отношения в промышленности, а также право в случае необходимости осуществлять реквизицию промышленных предприятий (за компенсацию), принимать необходимые меры для предотвращения спекуляции. Под контроль государства была поставлена транспортная система страны, внешняя торговля. Государство получает право осуществлять принудительное картелирование в промышленности, право вмешиваться в разрешение наиболее острых трудовых конфликтов.

Исключительно широкий размах государственное вмешательство в экономические процессы приобрело в США в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. В то время, ввиду перепроизводства продукции и резкого падения цен на товары, общий объем промышленного производства сократился почти наполовину, сотни тысяч фермерских хозяйств разорились и были проданы за долги, пятая часть банков потерпела банкротство, каждый третий рабочий оказался безработным (около 17 млн человек). В сложившихся условиях крайне обострились социальные отношения, кризис грозил крахом всей общественной системы. Были необходимы чрезвычайные меры для вывода страны из кризиса, и такие меры были осуществлены в рамках «нового курса» президента Рузвельта.

«Новый курс» Франклина Рузвельта. Одной из важнейших мер правительства Рузвельта была реконструкция финансово-банковской системы: существование многих мелких банков было прекращено, но кредитоспособность других была подтверждена государством, что способствовало притоку в них вкладов и упрочило их положение. Кроме того, были созданы корпорации страхования вкладов и ссуд, что еще более укрепило доверие к банкам. К 1934 г. депозиты около 80 % всех банков США были застрахованы. В рамках поддержания кредита и денежного обращения государство сосредоточило в своих руках золотой запас страны, запретило куплю-продажу золота. Была проведена девальвация доллара.

Другим важным мероприятием «нового курса» был Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с законом вся промышленность была разбита на 17 групп в целях «координации их деятельности, достижения сотрудничества рабочих и работодателей и преодоления понижения цен». Для каждой группы был разработан свой «кодекс честной конкуренции». Такие кодексы определяли квоты выпускаемой продукции, распределения рынков сбыта, цены, условия кредита, а также продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. п.; предусматривалась возможность принудительного картелирования предприятий. Для борьбы с безработицей проводилась широкая программа общественных работ по строительству и ремонту дорог, мостов, аэродромов и др.

Наконец, для преодоления кризиса в сельском хозяйстве принимается Закон о регулировании сельского хозяйства. Были осуществлены мероприятия по регулированию (повышению) цен на сельскохозяйственную продукцию. Сбалансирование спроса и предложения, повышение цен достигалось путем сокращения посевных площадей (фермеры, сокращавшие посевные площади, получали премии), имело место и прямое уничтожение уже готовой продукции. Кроме того, фермерам для погашения их долгов был предоставлен заем в 2 млрд долларов.

Мероприятия «нового курса» способствовали смягчению проявлений кризиса, а в 1933 г. он заканчивается. Большая часть мероприятий Рузвельта по преодолению кризиса была отменена.

Однако и в период Второй мировой войны президент и его правительство вновь наделяются чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики. Правительство контролировало распределение сырья; регулировало цены на сырье и продукцию; получило право требовать от предпринимателей первоочередного выполнения правительственных заказов; могло брать под свое управление предприятия, срывавшие выполнение таких заказов. Также и во время войны в Корее (1950–1953 гг.) правительство получило право распределения сырья, стабилизирования цен и т. д.

В период мирного развития регулирующее вмешательство государства в экономику ограничивается, но не отменяется, и осуществляется, в основном, с помощью финансовых рычагов, например при стимулировании производства продукции военного назначения. Закон 1946 г. официально возложил на президента ответственность за состояние американской экономики. В Новейшей истории американское государство решает задачи определения национальной стратегии, регулирования кредитно-финансовых отношений, проведения научно-технической и промышленной политики, развития социальной сферы.

Особо следует отметить антитрестовское (антимонопольное) законодательство в США, которое ведет свое начало с Закона Шермана 1890 г. Непосредственно антитрестовское законодательство было направлено на поддержание свободной конкуренции в промышленности, однако использовалось и для борьбы с «незаконной практикой» профсоюзов. Позже антипрофсоюзное действие Закона Шермана было прекращено.

В XX в. государство в США все более заметно начинает вмешиваться в регулирование социальных отношений, в частности, в разрешение трудовых конфликтов. Так, в 1917 г. создается президентская комиссия, призванная решать наиболее острые трудовые конфликты; издаются законы, предусматривавшие ограниченное право рабочих на заключение коллективного договора, на 8-часовой рабочий день. Нельзя не отметить и ряд мер социального характера, осуществленных в рамках «нового курса» Рузвельта: расширение права рабочих на коллективный договор; установление обязанности предпринимателей «соблюдать максимальную продолжительность рабочего дня, минимальный уровень оплаты и другие условия труда»; был разработан типовой образец кодекса, который мог быть применен в отраслях промышленности и предусматривавший, в частности, расширение прав профсоюзов. Наконец, следует сказать и об организации общественных работ в США в период мирового экономического кризиса.

Заметное место в регулировании социальных отношений занял Закон Вагнера (Закон о трудовых отношениях 1935 г.). Законом подтверждались, легализировались и устанавливались гарантии деятельности профсоюзов, в частности, предпринимателям запрещалось вмешиваться в деятельность профсоюзов, отказываться от заключения коллективного договора с профсоюзом. Закон закреплял право рабочих на забастовку. В том же году принимается Закон о социальном страховании, установивший пенсии престарелым по достижении 65 лет, пособия по безработице в течение 10 недель в году. Создается Национальное управление по трудовым отношениям, призванное решать конфликты между рабочими и предпринимателями.

В условиях «холодной войны» в США принимаются законы, ограничивавшие права профсоюзов и общественных организаций. Так, в 1947 г. Законом Тафта—Хартли было серьезно затруднено осуществление рабочими права на забастовку. Например, предупреждение о намечаемой забастовке по Закону следовало делать за 60 дней до ее начала; президент мог приостановить забастовку на 80 дней; запрещалось участие в забастовках государственным служащим; не допускались стачки солидарности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам страны». Кроме того, Закон требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Компартии; запрещал профсоюзам делать взносы в избирательные фонды лиц, избирающихся на федеральные должности, требовал от профсоюзов подачи в Министерство труда ежегодных финансовых отчетов о своей деятельности. Закон Маккарэна—Вуда 1959 г. предоставил создаваемому Управлению по контролю за подрывной деятельностью определять, является ли та или иная организация «коммунистически действующей организацией» или «организацией коммунистического фронта». Такие организации подлежали регистрации в Министерстве юстиции. Членам Компартии запрещалось занимать выборные должности или должности на государственной службе, административные посты в профсоюзах. В случае объявления президентом чрезвычайного положения в стране любое лицо, относительно которого «имеется разумное основание полагать, что оно, вероятно, будет совершать акты саботажа и шпионажа», подлежало задержанию и интернированию.

Некоторому ограничению гражданских прав, проявившемуся в годы «холодной войны», противостояла обратно направленная тенденция – законодательного расширения прав, в частности, избирательных прав граждан. Следует, однако, заметить, что реальное значение норм избирательного права падает ввиду растущего абсентеизма избирателей и того решающего фактора, что избирательные кампании в США требуют огромных денежных затрат. Быть избранными могут лишь очень богатые люди или те, кто получает финансовую поддержку американских компаний и корпораций. Причем законодательство, ограничивающее огромные траты на выборах, неэффективно ввиду существующей практики обхода закона.

При наметившейся тенденции реального сужения демократических основ американской государственности и расширения регулирующей роли государства наблюдаются разрастание бюрократического аппарата и повышение роли органов исполнительной власти в государственной жизни страны.

Особенно заметно расширение полномочий президента. По Конституции, как глава исполнительной власти, он наделялся весьма значительными полномочиями, а помимо Конституции его роль в политической жизни страны увеличивалась в силу лидерства в одной из двух сменяющихся у руля правления партий (республиканской и демократической), ставших важнейшим звеном американской политической системы. Президент наделяется, по сути, чрезвычайными полномочиями в периоды войн и кризисов. Расширяются правомочия президента и в праве издания «исполнительных указов», мало чем отличающихся от законов, и в сфере «делегированного законодательства», по которому Конгресс передавал президенту и подконтрольным ему органам те или иные полномочия. Законом о занятости 1946 г. Конгресс официально возложил на президента ответственность за состояние американской экономики.

Значительно расширены и военные полномочия президента. Несмотря на то, что право объявления войны по Конституции принадлежит Конгрессу, военные действия и в Корее, и во Вьетнаме были начаты США без формального объявления войны Конгрессом. США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс. В 1973 г. Конгресс принял резолюцию, предписывающую «предварительное и немедленное получение санкции на использование исполнительной властью военной силы». Согласно резолюции президент в 60-дневный срок после посылки войск на вражескую территорию должен получить разрешение Конгресса для продолжения военных действий, иначе президент должен отозвать войска. Как, однако, показали события в Югославии и Ираке, указанная резолюция не мешает президенту вести краткосрочные или прерывающиеся войны без согласия Конгресса.

Несмотря на размывание основ американской демократии безграничной силой денег, расширением полномочий исполнительной власти, в США сохраняется установленная Конституцией 1787 г. республиканская форма правления с принципом разделения властей. Конгресс как высший законодательный орган по-прежнему имеет решающие полномочия в определении бюджета страны, финансового контроля за деятельностью исполнительной власти, а также право импичмента – отстранения президента от должности в строго определенных законом случаях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)