Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Комментарий

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обеспечение этого императивного требования, положенного в основы конституционного строя России, должно быть защищено как государственным, так и действенным общественным контролем. При этом общественный контроль, базирующийся на принципе непосредственного осуществления народом своей власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ), является одним из основополагающих элементов общественно-государственных отношений.

Комментируемая статья предусматривает два основных направления участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания:

  • содействие в достижении цели исправления осужденных;
  • оказание посредством контроля помощи указанным государственным структурам в решении многочисленных административно-хозяйственных проблем обеспечения их нормального функционирования.

При этом надо принимать во внимание, что в настоящее время реализация уголовно-исполнительной функции государства происходит в сложных социально-экономических условиях.

Государственные институты, в задачи которых входит ограничение прав и свобод человека (в целях и пределах, установленных законом), не могут быть свободны от контроля со стороны общества, так как эти институты призваны защищать не собственные, а общественные и государственные интересы.

В свою очередь, общество, будучи вправе требовать от государственных учреждений безусловного исполнения законов и соблюдения прав человека, не должно оставаться безучастным к проблемам правоохранительных органов, учреждений пенитенциарной системы, в которых права заключенных нарушаются в большинстве случаев не по злому умыслу, а в основном по причине отсутствия необходимых, в том числе материальных, условий.

ИУ, СИЗО, другие учреждения, исполняющие наказания, зачастую находятся в сложной ситуации, связанной с переполнением тюрем, кредиторской задолженностью, отсутствием надлежащего финансирования, недостаточным обеспечением продуктами питания, медикаментами и медицинским оборудованием, постельными и столовыми принадлежностями.

При таком бедственном положении крайне необходимы помощь общественных объединений в улучшении материально-бытовых и медико-санитарных условий мест содержания под стражей, их опыт психологической, культурной, социальной поддержки содержащихся там лиц. Практика последнего десятилетия показывает, что общероссийские и региональные общественные объединения, осуществляющие контроль за местами лишения свободы и оказывающие содействие работе учреждений пенитенциарной системы, обладают большим потенциалом.

Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона “Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности”, который направлен на преодоление “закрытости” мест, где содержатся осужденные, подозреваемые и обвиняемые.

Этот законопроект исходит из необходимости восстановления и развития в современных условиях применявшихся ранее различных форм общественного контроля и попечения над тюрьмами, которые имели место как в Российской империи (Общество попечительное о тюрьмах, в которое входили представители власти и видные общественные деятели), так и в период советской власти (наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних).

Названный законопроект регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением в местах принудительного содержания неотъемлемых прав человека на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, равенство перед законом, защиту от пыток, насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, злоупотреблений властью, и определяет порядок оказания общественными объединениями содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей.

Предполагается, что общественный контроль будут осуществлять общественные наблюдательные комиссии, образуемые в субъектах РФ и действующие в пределах границ соответствующих субъектов. Эти комиссии должны формироваться общественными объединениями, а работать, возможно, будут под эгидой Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.

В 2007 г. при Федеральной службе исполнения наказаний России создан общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в СИЗО. Определенными контрольными функциями в отношении деятельности УИС обладает также Общественная палата РФ.

Существуют различные формы общественного контроля. Так, ч. 1 комментируемой статьи предусматривает содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также участие в исправлении осужденных. Согласно ч. 2 комментируемой статьи общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Соответствующая норма содержится и в Законе РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, ст. 38 которого устанавливает, что общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и СИЗО в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)