Системы контроля в процессе исполнения бюджетов

В процессе бюджетирования составление сводного бюджета является первой стадией бюджетного цикла, второй этап – это контроль исполнения сводного бюджета. Под системой контроля понимается логическая структура формальных (неформальных) процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение планируемого периода.

В нее включаются: текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя их критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания; поступление от центров ответственности информации о ходе выполнения бюджетного задания соответствующим управленческим службам; анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству.

Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов определяется существующей на предприятии организационной структурой и системой управления.

Ответственность за выполнение бюджетов по центрам ответственности уже была рассмотрена во 2 главе, необходимо только добавить, что все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности делятся на:

  • централизованно устанавливаемые аппаратом управления (показатели входят в бюджетное задание подразделения, и центр не имеет право самостоятельно их изменять);
  • устанавливаемые самими структурными подразделениями.

Причем, если ответственность за выполнение показателей несет соответствующий центр, то показатели называются «контролируемыми» центром ответственности; если бюджетные показатели относятся к данному структурному подразделению только по месту возникновения (амортизация здания) и не влияют на фактический уровень статьи затрат, то такие показатели называются «неконтролируемыми».

Интересно
Регламент принятия решений по контролю и корректировке отдельных бюджетных показателей по различным центрам ответственности четко специфицируется внутренними нормативными актами предприятия.

Структурные подразделения в течение бюджетного цикла находятся в функциональном подчинении различных служб аппарата управления, т. е. каждая управленческая служба имеет свой профиль, что ограничивает пределы ее вмешательства в оперативную деятельность подразделения. Прямой контроль управленческих служб относится лишь к текущему выполнению показателей, но в плане методов достижения их значений аппарат управления может лишь давать свои рекомендации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)