Система регулирования РЦБ

Целью государственного регулирования РЦБ является обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка его модели, которая с учетом существующих условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

  • создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики;
  • создание условий для функционирования дефицита государственных бумаг;
  • обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения;
  • разработка законодательной базы работы рЦБ;
  • создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение его открытости для инвесторов;
  • обеспечение доверия инвесторов к РЦБ;
  • создание цивилизованного рынка и интеграция его в мировой финансовый рынок.

В России к органам государственного регулирования РЦБ относятся:

  • Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);
  • Министерство финансов, ЦБ;
  • Антимонопольный комитет;
  • Государственная налоговая инспекция и др. Объекты регулирования:
  • эмитенты ценных бумаг;
  • профессиональные посредники;
  • инвесторы;
  • саморегулируемые организации профессиональных участников.

Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственного контроля в области РЦБ за деятельностью профессиональных участников РЦБ.

Функции ФКЦБ – обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России. Саморегулируемая организация – добровольное объединение профессиональных участников РЦБ, действующее в соответствии с законодательством на принципах некоммерческой организации.

Рассматривая сделки с ценными бумагами применительно к соблюдению участниками РЦБ антимонопольного законодательства, особое внимание следует обратить на порядок приобретения акций в уставном капитале коммерческой организации.

Законом предусмотрено получение предварительного согласия антимонопольных органов в случае, если в результате сделки приобретатель получит в совокупности с акциями, уже имеющимися в его распоряжении или в распоряжении группы лиц, право распоряжаться более чем 20 % акций в уставном капитале хозоргана.

С этой целью обязанность получения согласия антимонопольного органа возложена на приобретателя; приобретаемые акции должны иметь право голоса; антимонопольное законодательство не содержит исчерпывающий перечень оснований для получения права распоряжения голосующими акциями; в антимонопольном законодательстве оперируют понятием «группа лиц» – контроль возникает у группы лиц, в том числе у юридического или физического лица при наличии у них возможности прямо либо косвенно распоряжаться 50 % голосов; контроль также имеет место, если лицо имеет право назначения более 50 % состава исполнительного органа либо совета директоров АО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)