Система надзора и контроля за ядерной и радиационной безопасностью в СССР и в России

В СССР многие вопросы ядерной и радиационной безопасности решались на ведомственном уровне, при этом регулирующих документов в этой сфере, имеющих статус Государственного Закона, не существовало. Урановое производство, ядерные реакторы и Семипалатинский полигон были в ведении Министерства среднего машиностроения СССР (Минсредмаша) и, в связи с существовавшим в стране режимом строжайшей секретности, контроль за радиационной безопасностью на этих объектах осуществлялся специальными структурами этого Министерства.

При отсутствии законодательной базы, тем не менее, в СССР существовала целая система регулирующих и нормативных документов, обязательных для исполнения предприятиями, использующими атомную энергию, на всей территории СССР независимо от их ведомственной принадлежности. К таким документам необходимо, в первую очередь, отнести Нормы радиационной безопасности (НРБ-76/87), Основные санитарные правила (ОСП-72/87), Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85), Санитарные правила ликвидации и консервации предприятий (СП ЛКП-91).

Вместе с целым рядом других более специализированных регулирующих документов общесоюзного уровня, а также ведомственных нормативных и инструктивных материалов, эти документы составляли достаточную основу для проведения эффективного регулирования, контроля и надзора за деятельностью с использованием атомной энергии в условиях плановой экономики СССР. В СССР государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляли: Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике при проектировании, сооружении и эксплуатации атомных электростанций (Госатомнадзор);

Государственный санитарный надзор СССР при Министерстве здравоохранения СССР, контролирующий соблюдение норм радиационной безопасности. Эти два органа для организации надзора осуществляли выпуски различных руководств по регулированию. Подчеркнем, что лицензионный процесс как инструмент надзора за безопасностью не использовался.

В России основной организацией, ответственной за работу с радионуклидами и ионизирующими излучениями, является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название – Госкорпорация «Росатом») – российский государственный холдинг, объединяющий более 360 предприятий атомной отрасли. В состав «Росатома» входят все гражданские атомные компании России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации, а также атомный ледокольный флот.

Интересно
Госкорпорация является одним из лидеров мировой атомной промышленности, занимает второе место в мире по запасам урана и пятое по объёму добычи, четвёртое место в мире по производству атомной энергии, контролирует 40 % мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 % рынка ядерного топлива.

«Росатом» является некоммерческой организацией, при этом в её задачи входит как развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, так и выполнение функций, возложенных на неё государством, — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерной и радиационной безопасности, а также развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, госкорпорация уполномочена от имени государства выполнять международные обязательства России в области использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Федеральное агентство «Росатом» образовано 9 марта 2004 года указом Президента России № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на базе упраздненного Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» расширен ряд полномочий Агентства.

Его главой был назначен учёный-физик, академик РАН, лауреат Государственной премии СССР Александр Румянцев (занимавший пост министра по атомной энергии с 2001 года). 15 ноября 2005 года на этом посту его сменил Сергей Кириенко. Перед агентством была поставлена масштабная задача — согласно принятой в 2006 году целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» до 2020 в России должно было быть запущено 26 атомных энергоблоков.

1 декабря 2007 года президентом России Владимиром Путиным был подписан закон, согласно которому Федеральное агентство по атомной энергии упразднялось, а его полномочия и активы передавались Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». 12 декабря того же года генеральным директором госкорпорации был назначен Сергей Кириенко. В июле 2008 года была принята программа деятельности Росатома, рассчитанная на долгосрочный период — до 2023 года. Дальнейшему укреплению позиций «Росатома» способствовала передача в его ведение атомного гражданского ледокольного флота России (ФГУП «Атомфлот»).

«Росатом» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере.

«Росатом» является органом государственного управления использованием атомной энергии, государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи в соответствии с международной Конвенцией о физической защите ядерного материала и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях. Руководство деятельностью Федерального агентства по атомной энергии осуществляет Правительство Российской Федерации.

Основные направления деятельности Госкорпорации «Росатом»:

  • ядерно-оружейный комплекс;
  • атомная энергетика;
  • малая энергетика;
  • международная деятельность;
  • утилизация атомных подводных лодок; ядерная и радиационная безопасность;
  • ядерная медицина.

Непосредственный контроль за безопасность в ядерной отрасли России осуществляет РОСТЕХНАДЗОР – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. 20 мая 2004 г. Указом Президента Российской Федерации Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В обязанности Ростехнадзора входит: горный и промышленный надзор, энергонадзор, надзор за ядерной и радиационной безопасностью, экологический надзор и строительный надзор. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является регулирующим органом по Конвенции о ядерной безопасности и компетентным органом Российской Федерации по Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)