Штриховое кодирование

В системах кодирования товаров используются цифры, буквы алфавитов естественных языков, штрихи, квадраты или иные знаки, каждый из которых является носителем
определенной информации.

В настоящее время наибольшее применение для кодирования товаров имеет штриховой код, представляющий собой совокупность знаков, предназначенных для
автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде штрихов и цифр.

Необходимость внедрения штриховых кодов возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли.

Принцип штрихового кодирования заключается в кодировании алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и
пробелов), считывании с помощью сканирующего устройства закодированной информации и передаче ее на ЭВМ.

Структура кода (условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в коде) должна быть строго узаконена. Только в этом случае код может
выступать как средство точного и однозначного описания товара (его автоматической идентификации) и как носитель коммерческой информации (сведений о товаре,
предназначенных для изготовителей, поставщиков и продавцов).

Внедрение автоматизированных систем, с использованием штриховых кодов и ЭВМ, позволяет существенно интенсифицировать и оптимизировать товародвижение,
упростить документальное оформление товаров на разных этапах: автоматизировать учет количества произведенной продукции, ее сортировку и раздельное
складирование товаров разных наименований, сортов, учет и контроль товарных запасов, отгрузку в торговлю, приемку товаров по количеству и ассортименту.

Среди большого количества систем кодирования наиболее широко применяемой во всем мире является глобальная международная система товарной нумерации GS1 (EAN-
UCC), образованная на основе Европейской ассоциации товарной нумерации (European Article Numbering Association) и Американского Совета по единому коду
(Uniform Code Council-UCC).

GS1 является ведущей международной организацией, занимающейся разработкой и внедрением стандартов и решений, направленных на повышение эффективности и
прозрачности цепей поставок во всех отраслях в мировом масштабе.

В настоящее время система GS1 объединяет более 100 национальных организаций товарной нумерации в различных странах мира.

В Российской Федерации национальной организацией товарной нумерации и членом GS1 является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН /GS1 Russia. При
вступлении в ЮНИСКАН/GS1 Russia предприятие получает официальное свидетельство о присвоении девятизначного регистрационного номера – Глобального префикса
предприятия (GCP) в международной системе EAN-UCC.

GCP (англ. Global Company Prefix) состоит из трехзначного префикса национальной организации, который присваивает GS1 (например, 460 – ЮНИСКАН/GS1 Russia) и
шестизначного номера предприятия внутри национальной организации.

По префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие.

Предприятие может зарегистрироваться в одной или одновременно в нескольких национальных организациях товарной нумерации. В связи с этим штриховой код не
может служить свидетельством страны происхождения товара.

GS1 и каждая национальная организация товарной нумерации контролируют, чтобы никому в ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров. Поэтому
регистрационный номер, полученный предприятием в любой национальной организации товарной нумерации, является уникальным.

В соответствии с правилами GS1 приоритетное право штрихового кодирования продукции принадлежит владельцу товарного знака (брэнда) или спецификации на
производство товара вне зависимости от того, где и кем он произведен.

Штриховые коды наносятся на потребительскую (индивидуальную, групповую) и транспортную упаковку товаров типографским способом или с помощью приклеиваемой
этикетки или ярлыка.

Штриховые коды EAN подразделяют на три типа: EAN-13, EAN-8 и ITF-14 (наносится только на транспортную упаковку).

Они представляют собой графическое изображение уникального международного номера товара EAN/UCC в виде, пригодном для автоматического считывания. Значение
номера EAN/UCC-13, EAN/UCC-8, ITF-14 продублировано арабскими цифрами в нижней части штрихового кода (соответственно 13, 8 и 14 знаков).

Штриховые коды служат ключом к информации, хранящейся в тех или иных базах данных.

Номер товара EAN/UCC-13 имеет следующую структуру:

  • первые три цифры – это код национальной организациичлена GS1;
  • следующие шесть цифр – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
  • следующие три цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия. С помощью этих цифр кодируются необходимые для идентификации сведения о товаре:
  • наименование, сорт, артикул, цвет, масса, размер и другие данные. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования штрихового кода. В то же время изменение цены на товар не влечет изменения штрихового кода. Единичной и групповой упаковкам одноименного товара присваиваются различные номера EAN/UCC-13;
  • последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати по определенному алгоритму. Например, значение 4607009520018 расшифровывается следующим образом:

Структура кода EAN-13

Код EAN/UCC-8 состоит из восьми цифр и присваивается Ассоциацией ЮНИСКАН отдельным видам продукции, отличающимся малыми размерами упаковки.

ЮНИСКАН/GS1 выдается номер EAN/UCC-8 только в том случае, если символ штрихового кода EAN-13 номинального размера (25,93 ? 37,29 мм) занимает больше 25 %
печатной поверхности упаковки или этикетки.

Структура кода EAN-8

Внутри кода EAN-8 отсутствует регистрационный номер предприятия. Так как в номере EAN/UCC-8 непосредственно для кодировки товара используются всего 4 разряда, то закодировать можно от 0000 до 9999 образцов продукции.

Если в торговом зале магазина товары реализуются в единичных и групповых упаковках, то для складских и транспортных целей изделия в единичных и групповых
упаковках помещаются в так называемую транспортную упаковку (картонная коробка, ящик и т. п.).

На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN/UCC-14. При этом используется графическая символика “2 из 5 чередующийся”
(англ. Interleaved Two of Five – ITF). Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14:

По 14-разрядному номеру (ITF-14) можно определить EAN/ UCC-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12
информационных разрядов EAN/UCC-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию.

Структура кода ITF-14, включающего номер EAN/UCC-13

Если внутрь транспортной упаковки помещены изделия в единичных упаковках, в ITF-14 включается номер EAN/UCC13 единичной упаковки. Если же внутри транспортной
упаковки находятся изделия в групповых упаковках, то в ITF-14 включается EAN/UCC-13 групповой упаковки.

При формировании кода транспортной упаковки в ITF-14, внутри которой находятся изделия с номером EAN/UCC-8, включаются цифры EAN/UCC-8 упакованной продукции
точно так же, как и в случае EAN/UCC-13. Только впереди короткого номера EAN/UCC-8 добавляется пять заполняющих нулей.

Структура кода ITF-14, включающего номер EAN/UCC-8

Для решения проблемы идентификации малоразмерных объектов в настоящее время EAN-UCC разработана “символика сокращенной размерности” – RSS (англ. Reduсed
Space Symbology). В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием для его экспорта.

Отсутствие штрихового кода отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции. Это связано с тем, что торговые фирмы, в которых товародвижение автоматизировано, не охотно закупают товары, на упаковках которых отсутствует штриховой код, а если и приобретают их, то с существенными скидками. В последнем случае торговая фирма в целях внутрифирменного учета и автоматизации товародвижения самостоятельно осуществляет штриховое кодирование товаров любым видом штрихового кода, предварительно разработав собственную структуру номера товара. В связи с этим считывание этих кодов возможно только при товародвижении внутри торговой фирмы. Если для обозначения номера товара используются коды EAN-8 и EAN-13, то первой цифрой (префиксом) восьмизначного товарного номера должен быть нуль (0), а тринадцатизначного номера – цифра два (2). Последняя цифра кода представляет собой контрольное число, используемое для проверки
правильности записи кода.

Наличие автоматизированной системы к которой подключены компьютерные контрольно-кассовые машины со считывателями (сканерами) штрихового кода (так называемые
POS-терминалы от англ. Point of Sale – пункты продажи) и штрихового кода на всех товарах позволяет:

  • сократить время обслуживания покупателей;
  • в любой момент времени оценить реальный объем продаж того или иного товара, уровень спроса на те или иные изделия (конкретные модели, артикулы);
  • обеспечить своевременное пополнение запасов товаров по мере их реализации.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)