Рынок и цена
Рынок – это:
- совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;
- один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;
- базовый элемент хозяйственного механизма;
- регулятор функционирования рыночной экономики.
Предпосылками возникновения рынка являются:
- общественное разделение труда;
- частная собственность на средства и продукты производства.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
- вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
- наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
- свободный доступ к рыночной информации;
- отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.
С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
- рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
- рынок монопольной конкуренции (один продавец);
- рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
- рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
- рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
- рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
- рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
- рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).
В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются:
- рынок товаров;
- рынок услуг;
- рынок капиталов;
- рынок труда;
- рынок информации (научно-технических разработок).
С точки зрения границ и масштабов различают:
- местный рынок (в пределах села, города, района);
- национальный (внутренний рынок);
- мировой (внешний рынок).
Субъектами рынка выступают:
- юридические лица (фирма, предприятие, учреждение);
- физические лица;
- государство.
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами.
Положительные:
- способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
- способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
- способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
- координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
- содействует свободному экономическому выбору.
Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей.
Рынок имеет следующие отрицательные стороны:
- рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
- рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
- рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
- рынок не способен быть эффективным в процессе производства «общественных товаров»;
- рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальнойнесправедливости, расслоение общества на богатых и бедных.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а) стоимостью самого товара; б) стоимостью денежного материала (золота); в) соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения.
Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену.
Реальная (сопоставимая) цена товар апредставляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен – такого, как индекс на потребительские товары (ИПЦ). ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения.
Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен – такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную (перераспределительную) функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции.
Распределительная (перераспределительная) функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи.
Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование – это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства.
На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага.
В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров (продуктов, услуг). В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен.
Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса.
Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение.
- Теория оптимальных механизмов распределения ресурсов
- Теория игр
- Эмпирический экономическом анализе рыночных механизмов
- Методы психологических исследований в экономике
- Теории ассиметричной информации
- Монопольная власть продавцов ресурсов производства
- Издержки в долгосрочном периоде
- Издержки в краткосрочном периоде
- Концепция прибыли
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу