Роль средств массовой информации в реализации информационных процессов

Говоря об информационных процессах и различных формах их организации, необходимо отметить особую роль средств массовой информации.

Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации.

Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).

Законом о СМИ вводятся следующие основные понятия:

  • под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
  • под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
  • под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
  • под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
  • под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
  • под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
  • под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
  • под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
  • под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
  • под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
  • под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
  • под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях (ст. 2).

С целью обеспечения недопустимости злоупотребления свободой массовой информации законодатель предписывает: “не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается также “распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ” (ст. 4 Закона о СМИ), за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Законодательство обеспечивает регулирование информационных правоотношений по следующим направлениям:

  • организация деятельности средства массовой информации (регистрация и прекращение деятельности СМИ, правовое положение субъектов правоотношений массовой информации, устав СМИ);
  • распространение массовой информации (выходные данные и тираж, лицензирование вещания, хранение материалов радио- и телепередач, обязательные сообщения, эротические издания);
  • отношения средств массовой информации с гражданами и организациями (право на получение информации; обязанности субъектов по предоставлению и распространению информации; право на опровержение, на ответ, порядок опровержения);
  • права и обязанности журналиста;
  • государственная поддержка СМИ;
  • межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
  • ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации;
  • освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации;
  • опубликование в СМИ нормативных правовых актов;
  • реклама и СМИ.

На протяжении последних 40 лет в центре внимания мирового и европейского сообществ находятся проблемы концентрации СМИ, опасного экономического явления, имеющего такие негативные последствия, как ограничение свободы слова, плюрализма мнений и др.

В разных странах процессы концентрации СМИ идут по-разному, а также по-разному борются с этими процессами. Так, в США основными средствами государственного противостояния монополиям и концентрации в СМИ являются антитрестовские законы, которые неоднократно использовались американскими судами. В других странах (Франция, Великобритания, Норвегия), несмотря на наличие общего антиконцентрационного законодательства, эти отношения достаточно детально регулируются особыми законодательными актами о СМИ.

Законодательство Германии гарантирует плюрализм печатных органов как важнейший элемент свободы прессы путем запрета на монополии.

В Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ “О естественных монополиях” есть специальные положения, позволяющие осуществлять контроль за малыми и средними объединениями в сфере СМИ. В соответствии с ним Федеральное агентство по монополиям может запретить слияние компаний.

Правительство Канады ограничило право собственности в области СМИ определением доли на рынке. Других рекомендаций по ограничению концентрации нет. Но Правительство имеет право рассматривать собственность с точки зрения Объединенного закона о ревизии и препятствовать образованию монополии, если ее формирование может нанести вред канадскому обществу.

В Нидерландах не существует специального правого регулирования собственности на СМИ. Однако Правительство рассматривает проекты регулирования прессы с тем, чтобы один собственник не мог владеть слишком высокой долей СМИ на рынке.

Во Франции концентрация СМИ регулируется специальным законом, налагающим ряд ограничений на покупку СМИ или пакетов акций.

Государственная монополия в области СМИ рассматривается в демократических странах так же как нарушение конституционного права на свободу слова.

Несмотря на все различия используемых мер, можно отметить, в известной степени, общие экономические подходы по урегулированию процессов концентрации СМИ:

  • ограничение концентрации в области периодической печати осуществляется в зависимости от размеров тиража и его доли в общенациональном тираже или тираже региона;
  • ограничение доли в акционерном капитале;
  • ограничение числа лицензий в руках одного лица;
  • регулирование “перекрестного владения”;
  • ограничение доли иностранного капитала;
  • обеспечение прозрачности СМИ (публикация годового финансового отчета, списка основных акционеров, информации о продаже крупных пакетов акций и др.).

Безусловно, в последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации.

Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей.

В первую очередь это:

  • возможность компактно хранить большие объемы информации,
  • возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,
  • возможность с высокой скоростью передавать информацию по теле коммуникациям на любые расстояния.

Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения. Нельзя не упомянуть как о традиции и привычке работать с бумагой у значительной части специалистов, так и об объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Очень часто на практике найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге для дальнейшей работы.

Кроме того, важно видеть и границы реальных возможностей компьютерных технологий. Иногда пользователи преувеличивают их, ожидая услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. Следует четко понимать, что компьютерные программы, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)