Репродуктивное поведение

Система действий и отношений, связанных с рождением или отказом от рождения детей в браке или вне брака, регулирующаяся биологическими, экономическими, психологическими и социальными факторами, называется репродуктивным поведением.

В это же понятие входит и решение об усыновлении ребенка.

В силу социальной обусловленности в нем, помимо индивидуальных потребностей, находят свое отражение культурные, этнические, религиозные традиции, стереотипы поведения различных социальных групп населения.

В структуре репродуктивного поведения выделяют репродуктивные потребности, нормы, установки, мотивы, действия и их результаты.

Рассмотрим их более подробно.

Потребность в определенном числе детей может быть обусловлена как отношением к детям в целом, так и стремлением человека соответствовать нормам окружения или общества в целом. При этом потребность в детях или определенном их количестве может реализоваться или не реализоваться в конкретных условиях.

В демографии принято различать три типа репродуктивного поведения:

  • многодетное (потребность в пяти и более детях);
  • среднедетное (потребность в трех-четырех детях);
  • малодетное (потребность в одном-двух детях).

Репродуктивные нормы – это принципы и образцы поведения, связанные с рождением определенного числа детей и принятые в разных социальных группах.

Репродуктивные установки – это регулятор поведения, который обуславливает отношение к наличию в семье определенного количества детей.

Установка может касаться не только самого процесса деторождения, но и предотвращения зачатия или прерывания беременности. По результатам исследований формирование данного компонента происходит еще в детском возрасте и является результатом усвоенных норм и моделей поведения.

Индикаторами репродуктивной установки служат следующие показатели:

  • желаемое число детей в своей семье;
  • ожидаемое число детей, которое индивид планирует иметь в своей семье с учетом конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений;
  • идеальное число детей, связанное с представлениями об идеальном числе детей в семье без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.

Репродуктивная мотивация раскрывает качественную сторону потребности в детях и побуждает индивида к достижению целей через рождение определенного числа детей.

Выделяют разные группы мотивов:

  • экономические мотивы связаны с ожиданием повышения материального благосостояния, экономического статуса, получением льгот и пр.;
  • социальные мотивы связаны с упрочением социального положения, повышением статуса, престижа, с продолжением рода;
  • психологические мотивы репродуктивного поведения связаны с ориентацией на определенный образ, достижение желаемого психологического состояния.

В соответствии с данной структурой специалисты определяют следующие основные блоки исследовательских вопросов в изучении репродуктивного поведения:

  • анализ структуры репродуктивного поведения: установок, норм, мотивов, представлений оптимальной длительности прото- и интергенетических интервалов, предпочтения пола детей и пр.;
  • анализ абортивного поведения: наличие и кратность абортов, представления об их допустимости;
  • анализ контрацептивного поведения: регулярность и мотивы использования;
  • анализ сексуального поведения;
  • анализ системы жизненных ценностей, брачных установок, репродуктивного здоровья, материального и жилищного положения, образования, рода занятий, места проживания;
  • анализ эффективности государственных мер регулирования репродуктивного поведения.

В развитии человеческого общества выделяют четыре исторических типа репродуктивного поведения.

Первый тип относится к доисторическому этапу развития человечества.

Репродуктивное поведение на этом этапе формировалось в основном стихийно. Потребность в неограниченном рождении детей определялась необходимостью выживания людей как биологического вида в условиях высокой смертности в результате голода, болезней, войн.

Второй исторический тип репродуктивного поведения был характерен для феодально-аграрного способа производства.

Интересно
На этом этапе репродуктивное поведение регулировалось нормами, которые устанавливались общественным мнением, традициями, церковью. Для этого периода характерен жесткий контроль за репродуктивным поведением в браке. Внутри семьи детность в этот период определялась преимущественно экономическими мотивами (например, потребностью в помощниках для ведения домашнего хозяйства).

Большое число детей способствовало благосостоянию семьи и росту авторитета родителей среди членов общества. Все это обусловливало мотивацию к увеличению рождаемости.

Третий исторический тип репродуктивного поведения характерен для периода индустриализации и урбанизации.
Происходит изменение системы ценностей, ослабевает внутрисемейная мотивация к деторождению, увеличивается возраст вступления в брак.

В результате экономического прогресса интенсивно развивается медицина, улучшаются санитарно-гигиенические условия жизни, сокращается смертность, в том числе младенческая и детская.

Для этого периода характерна ориентация одновременно на многодетность и малодетность.

В городах вступление детей в рабочий возраст отодвигалось на более поздний срок, возрастала дополнительная материальная нагрузка на их содержание. Дети начинали терять свою экономическую полезность.

Активное включение в общественно-производственную сферу, ориентация на заработок, повышение своего социального статуса, расширение сферы досуга вне семьи – все это усилило противоречие между репродуктивными интересами семьи и общества.

Становление четвертого исторического типа репродуктивного поведения в первой половине XX века связано во многом с процессами женской эмансипации.

Дальнейшее снижение детской смертности, активное участие женщин во всех сферах общественной жизни, производства и, как следствие, рост их конкурентных возможностей на рынке труда, расширение брачного выбора делало их экономически независимыми.

В этот период специалисты фиксируют переход в развитых странах к малодетному типу репродуктивного поведения. Это стало также следствием широкого распространения индивидуалистических ценностей. В результате начинают широко применяться  практики регулирования рождаемости и планирования беременности.

Вместе с этим меняются представления о брачно-семейных союзах, вследствие чего растет внебрачная рождаемость, увеличивается возраст вступления в брак.

Таким образом репродуктивное поведение определяется сегодня всеми вышеперечисленными факторами и представляет собой сложный социальный процесс.

Среди современных тенденций рождаемости специалисты отмечают снижение ее общих и суммарного коэффициентов. Эта картина наблюдается в России примерно с 2015 года. Так, если в 1980-х годах коэффициент рождаемости был примерно на уровне 17 ‰, в 2012–2015 годах он стабилизировался в районе 13 ‰, то за 2020 год общий коэффициент рождаемости снизился до 9,8 ‰.

Самое низкое значение коэффициента суммарной рождаемости в России отмечалось в 1999 году – 1,16. После периодов подъемов (до 1,78) и неустойчивых спадов уже с 2016 года наметилось снижение этого показателя до 1,49 в 2020 году.

Периодические спады и подъемы числа родившихся отчасти связаны с волнообразной деформацией возрастного состава населения (в первую очередь численности женщин репродуктивного возраста), с изменением интенсивности рождаемости и ее возрастного профиля.

Кроме того, происходит увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка и возраста материнства в целом.

При этом не только меняется рождаемость в разных возрастных группах, но и происходит смещение ее пика на возрастную группу 25–29 лет, что связано и с объективными процессами роста численности женщин этого возраста в общей структуре населения.

При этом следует отметить российскую тенденцию сокращения доли внебрачной рождаемости. Если с середины 1980-х годов она росла, и к 2005 году на долю родившихся вне брака детей приходилась уже треть, то со второй половины 2000-х годов она стала снижаться, достигнув уровня 21 %.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)