Регулирование рынка труда и служба занятости

Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижение трех основных целей:

  • стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  • предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие меры и специализированные);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная, фискальная политики.

Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный — социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фондов занятости в регулировании рынка труда. Расходы фонда занятости условно можно сгруппировать по четырем направлениям.

  1. Средства, расходуемые на пособие по безработице, материальная помощь безработным, выплата досрочных пенсий. Это принято называть пассивной политикой.
  2. Средства, идущие на переподготовку и общественные работы. Данная форма активной политики вытекает из действующего законодательства, т.е. является обязательной для государственной службы занятости.
  3. Средства, направляемые на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет названные формы то, что они не гарантированы законом. При этом расходы на статью “финансовая поддержка” принято относить к активным формам политики на рынке труда.
  4. Средства, предназначенные для развития служб занятости (их содержание, капиталовложения, реклама, АИС “Занятость”).

Государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты:

  • пособие по безработице;
  • компенсацию материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости;
  • оплату периода временной нетрудоспособности;
  • стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с назначением досрочных пенсий безработным. Страховой тариф для уплаты взносов в Фонд занятости населения составляет 1,5% средств, направляемых на оплату труда. От оплаты взносов освобождены общественные организации инвалидов, общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, а также религиозные объединения. В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной государственной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости (они есть в каждом городе и районе). В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств — Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости — образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.7).

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются органами службы занятости бесплатно. Развитие рц, ночных отношений способствует созданию негосударственных структур занятости частного характера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, учреждения при учебных заведениях, при религиозных органах и т.д. Находят применение биржи труда. Практика показывает, что они в полной мере могут стать действенным регулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда, его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняют многообразные функции (рис. 3.8).

Существуют и другие формы коммерческих структур в области организации занятости населения на негосударственном уровне. На конец 1996 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала, которые располагались в различных городах России, но большая их часть сосредоточена в Москве.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)