Развитие права

Новое время, открываемое победой буржуазных революций в передовых странах мира, вело к преодолению в праве партикуляризма, сословного неравноправия, цеховой регламентации и других его архаичных проявлений. На смену заступало буржуазное право. Поднимаясь на более высокую ступень регулирования общественных отношений, право приобрело качество классичности с признанием народного, государственного суверенитета, верховенства закона, равенства всех перед законом, утверждением наиболее полного права собственности, силы договора; право активно способствовало раскрепощению личности, раскрытию ее творческих возможностей и на этой основе – подъему экономики, благосостояния, культуры.

Новое, однако, выросло не на пустом месте, достижение правом своей классической формы основывалось на восприятии опыта прошлого.

В Англии новое право вобрало в себя достижения права справедливости, своеобразие общего права было дополнено нормами статутного права и новой практикой судебных органов. Не был забыт собственный правовой опыт и в континентальных странах Европы. Рецепция римского права, наиболее заметно сказавшаяся на формировании здесь нового права, перемежалась, согласовывалась с местными правовыми традициями и обычаями, что привело, например, к образованию «современного римского права» в Германии или к относительной разнородности отдельных частей Кодекса Наполеона.

Все же в ходе революций выделяется «культ разума». Вера в могущество разума привела во Франции к взрывному характеру преобразований, радикальным изменениям в праве и даже к «законодательному помешательству» с требованием ограничить толкование закона правоприменительными органами. В Англии право развивалось более плавно и постепенно – преимущественно через деловые обыкновения и судебные прецеденты.

«Торжество разума» или «эмпирическое ощущение необходимости» вели к утверждению в праве рациональных начал, которые в вариативном выражении способствовали не только образованию современных национальных систем права, но и формированию англосаксонской и романо-германской мировых «семей правовых систем», их сближению.

Вместе с тем в Новое время во многих странах мира продолжало действовать традиционное право, сложившееся в далеком прошлом и выражавшее ранние состояния своего развития. Для государств Азии и Африки типичным становится правовой дуализм – одновременное действие местного, традиционного и рецепированного западного права. И в Латинской Америке широкое распространение получила рецепция Кодекса Наполеона, нормы которого активно приспосабливались к местным условиям.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки вступили на путь буржуазных преобразований значительно позже. Здесь более четко представлено перемежающееся действие закономерностей разного порядка, а изменения растянуты во времени приверженностью народов древним традициям; общая картина становления буржуазного государства и права усложнена действием привходящих факторов, например, колонизацией этих стран западными державами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)