Развитие памяти у младших школьников

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Современный ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминаниями обработкой запоминаемого материала. Но без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1–2 и 3–4 классов.

Одной из важных задач учителя является проведение систематической и целенаправленной работы по развитию памяти учащихся. Память слагается из трех процессов: запоминания, сохранения (или забывания) и воспроизведения того, что запомнилось. От того, как было организовано запоминание, зависят особенности и сохранения, и воспроизведения, то есть их прочность, полнота, точность. Над этой проблемой я работаю уже четыре года. И вся моя работа по данной теме была направлена не просто на запоминание определенного количества фактов, а прежде всего на обучение учащихся приемам рационального запоминания с их должной мотивацией.

Приемов развития памяти очень много. Я хочу поделиться теми приемами, которые способствуют более рациональному запоминанию и повышают его результативность. Прием развития памяти — осмысление. Первая задача памяти — это собственно мыслительная деятельность.

Школьник должен научиться ставить перед собой сознательную задачу — осмыслить заданное. Сначала устанавливается общий смысл текста. Затем выясняется то, какими способами передано это содержание.

Поэтому нужно учить находить общую мысль в ряде фраз и по этому признаку их объединять. Каждую из выделенных частей нужно тут же озаглавить. Заголовок каждой из частей помогает выделять главную мысль каждой части рассказа.

Приучаясь выделять главную часть, дети приучаются к работе над текстом, а не просто к пассивному чтению и механическому повторению написанного, без выделения в нем существенного. Смысловая обработка относится не только к текстам, рассказам, но также и к запоминанию правил по математике, русскому языку. Одним из способов улучшения понимания и запоминания является соотнесение изучаемого материала с ранее изученным. Данный прием называется приемом соотнесения.

Прием соотнесения является одним из видов аналогии — аналогии действия. При этом на основе повторения ранее известного вычислительного случая 4 + 2 выводится способ решения для случая 40 + 20. Аналогично рассматривается вычитание 50 — 30. При таком подходе особенно важно выяснение цели соотнесения и его рациональности.

Интересно
Самый распространенный прием запоминания в начальной школе — прием запоминания наизусть путем многократных повторений. Этому способствует то, что заучивание часто требуется в начальной школе (таблицы сложения, умножения, все правила, стихи обычно дают заучить наизусть), и то, что ребенку легче пересказывать содержание фразами учебника, чем конструировать свои предложения. Поскольку материала для запоминания каждый раз достаточно много, то способ запоминания наизусть обычно приносит успех в начальной школе.

Развить память помогает также заинтересованность материалом, положительное отношение к запоминанию. То, что понравилось, хочется запомнить. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Работая над темой, я выделила для учащихся несколько правил тренировки памяти:

  1. Ставь цель запомнить надолго.
  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
  3. Заучивай с желанием знать и понимать.
  4. Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные — разбивай на отрывки.
  6. Заучивай и повторяй небольшими частями — лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
  7. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

Людям во всем помогают разные виды памяти, но их надо тренировать и развивать.

Приведу примеры некоторых развивающих упражнений и игр, используемых на своих уроках, которые способствуют увеличению объёма памяти:

  1. «Цепочка слов». Учитель называет по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т. д. Затем снова называет первое, второе и третье слово, учащиеся называют их по одному или хором. При анализе подчеркивается, что слова связанные по смыслу, запоминаются легче.
  2. «Повтори-ка!». Учитель называет слово (например, солнце). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (солнце, ворона). Следующий ученик, перечислив ранее названные слова, добавляет свое и т. д. Тот, кто не сумеет повторить всех слов или перепутает их порядок, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется, т. е. у кого лучше память.
  3. «Исчезнувший предмет». На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.
  4. «Запомни порядок». Выбирают 5–6 детей. Остальные «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4–5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят.

На уроках русского языка целесообразно использовать следующие упражнения:

  • «Кто больше запомнит». На каждом уроке русского языка проводится словарный диктант. Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читает новую строчку из трех слов и опять делает паузу. После чего учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько записали слов и проверяют правильность их написания. Диктант надо начинать с цепочки из трех слов. Далее цепочка увеличивается.
  • «Запомни и запиши предложение». Читаю предложение, записанное на доске вслух, чтобы дети поняли смысл. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам. Читают предложение по слогам про себя. Просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).
  • Закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво яркими буквами «пишут» каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова по слогам. Если учащиеся не уверены в написании какого-то слова, открывают глаза, рассматривают его еще раз и снова проделывают с ним ту же работу.
  • Запись предложения в тетрадь. Доска с написанным предложением при этом закрывается. После записи предложения в тетрадь доска открывается и задание проверяется.

Данные упражнения не только укрепляют память, но и повышают орфографическую грамотность, увеличивают скорость письма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)