Развитие коммерческого права в России

Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам. Они связанны с историческим развитием Российского государства. Это:
– дореволюционный этап;
– советский этап;
– постсоветский (современный) этап.
Отметим, до 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права. Нужно сказать, что никогда не было самостоятельного торгового кодекса. Так в дореволюционном этапе развития коммерческого права выделяются два основных периода.
Первый этап. Зарождение российского торгового права пришлось на середину XVII в. Именно в этот период были приняты: Соборное Уложение 1649 г.; Торговый Устав 1653 г.; Новоторговый Устав 1667 г. Особая глава Уложения 1649 г. была посвящена городам.
Частновладельческие «белые» слободы в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Нужно заметить, что посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Кроме того, торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. Так, по Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках. Однако, для обеспечения экономической независимости страны было мало. Потому что нужно было активно вести внешнюю торговлю. Следует заметить, что для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье.
Второй этап. Зарождение российского капиталистического торгового права пришлось на конец XIX — начало ХХ вв. Например, в 1887 г. был принят Торговый устав. В 1903 г., когда появилась необходимость разграничить торговую деятельность разных обществ, устав был переработан. Далее, в 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства. Этот документ определил порядок создания и деятельности коммерческих судов. Они занимались решением всех споров, которые были связаны с торговым оборотом.
Отметим, особенность советского этапа с 1917 по 1991 гг. В этот период советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом принятии. Например, в 1917 г. утратили силу все прежние Уставы. Именно те, которые регламентировали порядок торгового оборота. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права. Оно должно было сочетать в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Однако, сам рынок в Советском Союзе был на замене плановой системой хозяйствования. А из этого следует, что коммерческое (торговое) право стало невостребованно и не развивалось.
Так, В современной России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало вновь развиваться. Отметим, что становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. На тот момент, инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно. Это, своего рода, мешало развитию коммерческого права. Однако, в этот же период, пробелы и недостатки в правовом регулировании тормозят развитие коммерческих отношений. Так, итог этого – развитие коммерческого права в России происходит очень медленно.
Следует заметить, что Указом Президента РФ № 2171 от 16 декабря 1993 г. «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» был утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. В нем закреплено законодательство о торговле.
Безусловно, принятый в 1994-2001 гг. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) совершенствует регулирование имущественных отношений. С другой стороны, множество видов правовых отношений осталось вне пределов регулирования ГК РФ. К примеру, организация бирж, деятельность посредников, приемка продукции, а также возврат тары и др. Заметим, что в Российской Федерации издан Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Он предусматривает возможности защиты прав гражданина от злоупотреблений производителя.
В настоящее время становление коммерческого права в Рос¬сии продолжается. Кроме того, во второй половине 2006 г. вступили в силу федеральные законы. Такие как: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Мы контакте

Пишите. Задавайте вопросы

Мы принимаем

Рассчитать стоимость