Размещение хозяйства в царской России

Еще в дореформенную эпоху в России образовалось три крупнейших экономических района – Петербург, Урал, Центр. в сельском х-ве сформировались районы товарного земледелия: зерновое х-во – Черноземье, выращивание льна – Запад и Северо – Запад, свеклосахарное производство – Украина. Уже тогда Нечерноземье выступало как потребитель, а не производитель сельскохозяйственной продукции.

Именно тогда были заложены те начала неравномерного размещения производительных сил, с которыми так и не смог справиться социализм с его плановым хозяйством. Наиболее резко неравномерность проявлялась в размещении промышленности, подавляющая часть которой была сосредоточена в узком круге регионов – Центр, Петербург и Урал.

Для остальной части страны были характерны небольшие промышленные центры, чаще всего с предприятиями пищевой промышленности. Перед началом 1 мировой войны Центральный район концентрировал 80% продукции текстильной промышленности, 40% продукции металлообработки. Урал – 19% выплавки чугуна.

Транспортная освоенность царской России была весьма низкой – 85% протяженности сети дорог приходилась на европейскую часть страны. В конце 19 века Россия имела сеть железных дорого протяженностью 43 тыс. км, США – 275 тыс. км, Германия – 43 тыс., Великобритания – 32 тыс.

Однако затем темпы строительства резко увеличились, мы вышли на второе место после США по протяженности, но техническая оснащенность оставалась чрезвычайно низкой. В начале 20 века в России насчитывалось только 9 тыс. паровозов, в Великобритании – 19 тыс., в Германии – 16 тыс.

В объеме перевозок грузов преобладали промышленные товары, среди которых выделялись каменный уголь, лесные стройматериалы, дрова и керосин – 9/10 всех промышленных грузов. Сельскохозяйственные грузы – в основном зерно и мука. В конфигурации железных дорог выделялось несколько направлений. Основное – от Москвы ко всем окраинам, осуществлявшее обслуживание центра сырьем, топливом, продовольствием и сбыт готовой продукции.

Аналогичные функции выполняли дороги, идущие от Петербурга. Дороги Поволжье – Центр – порты Балтийского, черноморского и Азовского морей обслуживали поставку зерна на экспорт. Железные дороги Урала обслуживали главным образом местную горнозаводскую промышленность.

Во второй половине 19 века металлургия Урала оказалась в глубоком кризисе. Быстро развивалась горнометаллургическая база Юга (Украина). Мощности Уральских заводов горнометаллургического комплекса восстановились только в советский период.

Интересно
Самыми протяженными участками для речного транспорта являлись реки бассейна Северного ледовитого океана (20 тыс. км), Каспийского моря (11 тыс. км), Тихого океана и балтийского моря (по 4 тыс. км каждый). Участие российских морских судов в заграничном плавании было весьма незначительным (несмотря на многовековое стремление стать морской державой).

Диспропорции в развитии российской экономики повлияли и на структуру национального богатства страны, где преобладали сельское и городское хозяйство, при низкой доле связи, водного транспорта, промышленности (таблица 8).

Размещение хозяйства в царской России

На Россию приходилось только 8% мирового числа судов и 11% их тоннажа. Причины – высокие таможенные пошлины на ввозимые суда и маломощность верфей на внешних морях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)