Психологическое воздействие на нас как граждан

Кампания по выбору президента 1952 года (в которой конкурировали Эйзенхауэр от республиканской партии, выбранный президентом, и Стивенсон от демократической) проводилась по всем правилам современной крупнейшей национальной рекламной кампании. И это не удивительно, так как в числе руководителей этой политической кампании были виднейшие специалисты по рекламе и известные рекламные фирмы.

= В основу кампании были положены отнюдь не убеждения кандидата и не его политическая платформа, – требовалось создать “образ” президента в таком же смысле, как по учению психоаналитиков создается образ товара.

Задача при выборе президента такая же, утверждал Россер Ривз, как при продаже двух одинаковых по качеству тюбиков зубной пасты разных фирм: победу одержит та, название которой сильнее внедрено в память потребителей. В связи с этим он предложил напоминать об Эйзенхауэре (на которого работал) ежедневными короткими (в несколько минут) сообщениями.

= В сценарии кампании предусматривались и тщательно разрабатывались малейшие детали “образа”: выражение лица, голос, интонации, костюм, прическа и даже цвет оправы очков. Наименьшее значение придавалось содержанию речей: во время получасовой демонстрации по телевидению кандидату, случалось, давали на выступление не более минуты.

= Стивенсон в этой кампании провалился по той причине, что у него было меньше денег, чем у его противника. Крупные рекламные фирмы ему не помогали, так как боялись вызвать недовольство своих заказчиков – республиканцев.

Однако со Стивенсоном проделывали то же, что с Эйзенхауэром, и он однажды с горечью произнес: “Мысль о том, что вы продаете кандидатов на высокие посты, как овсяную кашу для завтрака, предельно оскорбительна для демократии”.

“Формирование” членов коллектива для свободного проявления инициативы
В середине нашего столетия в США обозначилось стремление многих людей объединяться в разного рода группы. Такая тяга в коллективы сильно поощрялась сверху, со стороны власть имущих, потому что управлять группой легче, чем неорганизованными людьми.

Появились “общественные инженеры”, готовые помочь администрации в управлении непокорными подчиненными. -В связи с этим социолог Дэвид Рисман сделал анализ распространенного детского рассказа “Мотор Тудл”, в котором шла речь о молодом моторе Тудле, которого обучали следить за красным сигналом и не съезжать с дороги, что тому больше всего хотелось.

За ним, однако, следили, и однажды, когда он позволил себе такую вольность, он наткнулся на красный сигнал. Такие же запретительные знаки оказались справа, слева, сзади, мотор вынужден был вернуться на большую дорогу и пообещать впредь не покидать ее. Рисман усмотрел в этом рассказе прообраз американской системы воспитания детей в духе подчинения.

= Своеобразное отражение такой вид массового воздействия получил в телевидении, где ныне имеются, например, в законсервированной форме (записанными на пластинки) многие варианты смеха, от тихого до громоподобного. Ими пользуются во время телепередач, исходя из того, что никто не любит смеяться в одиночку.

Изобрели даже аппарат, при помощи которого можно воспроизвести до ста видов смеха. = Поступающего на работу в промышленное предприятие психологи проверяют с точки зрения его умения ладить с людьми(бригадой, звеном) и уживаться с ними. Исследуется также принадлежность кандидата к нежелательной для администрации группе, прежде всего к профессиональному союзу.

С другой стороны, на предприятии пытаются создать хороший эмоциональный климат, чтобы смягчить недовольство рабочих и удержать их от ‘выражения протеста и вступления в тот же профсоюз. Практически это выглядит так. Группа женщин-работниц жаловалась на тесное изолированное помещение, в котором им приходилось работать.

Настроение их поднялось, когда им сделали шторы для окон и улучшили освещение. = Один служащий чувствовал себя угнетенным от того, что в его письменном столе было только три ящика, а у его товарищей по работе – четыре. Он воспрянул духом, как только ему переменили стол.

= Особые тесты – перекрестные методы оценки – применяются к руководящим работникам. = При выдвижении человека на более высокую должность его испытывают в некоторых случаях так, что он сам об этом не догадывается, например, в обществе гостей или после выпивки. = Во многих фирмах тщательно исследуются домашняя и семейная жизнь кандидата на работу. Усиленное внимание уделяется женам. С

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)