Психологическое обеспечение профессионального здоровья

Профессиональное самоопределение

Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.

Еще И. И. Мечников заметил в свое время, что профессия влияет на продолжительность жизни. Можно сказать, что она оказывает и несомненное влияние на состояние физического и психического здоровья субъекта профессиональной деятельности. Если выбор профессии оказался неудачным, то последствия этого проявятся в характерных негативных признаках: у человека пропадает удовлетворенность от выполняемой работы, желание совершенствоваться в ней, снижается производительность его труда. По данным зарубежных исследований, низкая удовлетворенность трудом и низкий социальный статус — самые значимые факторы смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Неудачный выбор профессии влечет за собой возрастание несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Весьма вероятны и деформации в психическом самочувствии человека. Правильная и своевременная профессиональная ориентация, замечает Ю. А. Андреев, имеет самое прямое отношение к обеспечению крепкого здоровья. Если человек окажется неудачником по этой причине, то перспективы его жизненных успехов и бодрого настроения сомнительны, но зато весьма вероятно, что жить он будет «вяло», у него нередко будет пониженный тонус, он будет срывать негативное самочувствие, свое недовольство на семье и окружающих его людях.

В начале XX в. директор Центрального института педологии профессор Н. А. Рыбников высказал немало ценных мыслей и наблюдений, которые нашли отражение в современной теории и практике профессионального самоопределения. Автор делает акцент на «самознании» как определяющем условии адекватного выбора профессии. Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты. Школа и семья, как отмечает Рыбников, практически не помогают молодому человеку в развитии этой самопознающей способности (самоанализа). Он обращает внимание на то, что в неправильном выборе профессии нередко повинны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание молодого человека, а на преходящие факторы (заработок, преемственность профессий в семье, доступность получения профессии и т. д.). Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Автор указывает и на большую долю случайного выбора профессии: по совету товарищей, знакомых, по причине поверхностной привлекательности профессии и т. д. В настоящее время считается, что на процесс профессионального самоопределения наиболее сильное влияние оказывают несколько факторов.

  • Интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии. Статистический анализ показывает, что менее 40% выпускников при выборе профессии руководствуются специально полученной информацией о профессии, в которой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся сведения о ее содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов.
  • Индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы.
  • Уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость.
  • Состояние здоровья.
  • Ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средств массовой информации.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)