Психологические типы как формы психического здоровья

Существуют различные подходы к классификации людей по психологическим качествам. Они представлены, например, в хрестоматии «Психологическая типология». Согласно общему определению, типы представляют собой группы людей, различающиеся по одному или нескольким психологическим качествам, свойствам. Возникает вопрос: каким же из этих свойств отдать предпочтение? Мы уже говорили о различии приобретенных и врожденных (конституциональных) свойств. Очевидно, что приобретенные свойства дадут нам бесконечное разнообразие типов, отображающих общие признаки «менталитета» социальных групп — возрастных, тендерных, профессиональных, политических, религиозных и т. д. Подобные социально-психологические типы, являясь результатами более-менее длительного научения и адаптации, представляют «поверхностный слой» психики и поэтому не могут служить надежной основой дифференцированной психокоррекции и психотерапии. Гораздо перспективнее те типологии, которые хотя бы частично учитывают врожденные психические свойства, помогают человеку сформировать долговременный и устойчивый образ собственного психического здоровья.

К сожалению, современное состояние психофизиологии и психогенетики пока не позволяет построить «глубинную» типологию, обусловленную структурно-функциональными особенностями центральной нервной системы. Современные типологии основаны на данных наблюдения и эксперимента. Их можно подразделить на частные, описывающие отдельные сферы психики (например, темперамент, характер, интеллект), и общие, дающие интегральные описания личности в целом.

Очевидно, что нас в первую очередь интересуют интегральные типы. Известно, что эту проблему наиболее подробно анализировал К. Г. Юнг в своем обширном труде «Психологические типы». Автор выделил два интегральных типа — экстравертов и интровертов.

Последующие психогенетические исследования, в частности Г. Ю. Айзенка (1951), подтвердили наследственную обусловленность этих характеристик. Их интегральность, отнесенность ко всем психическим сферам тоже не вызывает сомнений. Однако, учитывая накопленный за 80 лет экспериментальный и психотерапевтический опыт, можно признать, что выделенные К. Г. Юнгом функциональные типы описывают более глубокие и существенные индивидуальные различия, нежели экстра- и интроверсия. К доминирующим психическим функциям Юнг относил сенсорику и интуицию, мышление и чувство, рациональность и иррациональность. Американский психолог Д. Кейрси в 1950-е гг. развил и дополнил концепцию Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате Кейрси создал представление о четырех интегральных психологических типах, различающихся по наиболее существенным психологическим характеристикам — от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения.

К пониманию теории Д. Кейрси проще всего подойти, отталкиваясь от хорошо известного представления великого физиолога И. П. Павлова о мыслительном и художественном типах людей. Мыслительный тип отличается «технологическим менталитетом», стремится логически осмыслить и понять явления жизни, придать им рациональный оттенок. Художественный тип, напротив, уклоняясь от «голой» рациональности, воспринимает жизнь эстетически, чувственно, пристрастно. Если разделить каждый из этих типов на две разновидности, мы получим психологические описания, весьма близкие к тем, которые дал Кейрси.

Д. Кейрси выделяет четыре психологических типа:

  1. «Прометей» (интуитивно-логический);
  2. «Эпиметей» (сенсорно-планирующий);
  3. «Аполлон» (интуитивно-чувственный);
  4. «Дионис» (сенсорно-импульсивный).

Первые два представляют собой разновидности мыслительного типа И. П. Павлова, третий и четвертый — разновидности художественного типа.

Итак, люди первого, интуитивно-логического типа — это мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знанию ради знания, их «научная жилка» подталкивает к построению более-менее правдоподобных концепций не только относительно мировых проблем, но и прозаических, будничных жизненных ситуаций. К планируемым намерениям и совершаемым поступкам люди этого типа относятся как к своего рода экспериментам по проверке собственных гипотез. Отсюда проистекает склонность к нестандартному, рискованному в морально-этическом смысле поведению.

Люди интуитивно-логического типа мало ориентированы на внешние критерии, зачастую скрытны и холодны в общении, обладают высокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе, нередко характеризуются незрелой эмоциональностью, их академические способности, как правило, высокие. Они составляют всего 10 % в общей популяции.

Представители второго, сенсорно-планирующего типа — это мыслители-практики, их ум избегает всего неясного, они всегда думают о деле, стремясь внести в него порядок, организованность и логическую последовательность. Склонны придерживаться социальных норм и стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственно серьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения, которые осознаются ими как выполнение определенных обязанностей, причем рационально обоснованных. Их можно назвать разумными конформистами. Сенсорно-планирующие лица серьезны, рассудительны, надежны, лишены особых причуд и эстетических притязаний, нередко проявляют тенденцию к периодическим снижениям настроения, практичны, отчасти чопорны и пессимистичны, их академические способности, как правило, средние. Они составляют 40 % в общей популяции.

Люди третьего, интуитивно-чувственного типа — это художественные натуры, высокочувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией и высоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение духовным исканиям, которые могут привести к глубокой и искренней религиозности. В неформальном и профессиональном общении находят наибольшее удовлетворение. Их конформизм носит аффективно-обусловленный характер, основанный наличных симпатиях и антипатиях. Интуитивно-чувственные лица весьма лабильны, эмоциональны, эстетически ориентированы, приятны в общении, легко выходят из рамок формального поведения, мечтательны, оптимистичны, чувствительны и чувственны, порой капризны, легко заражаются чужими эмоциями. Их академические способности, как правило, средние. Они, как и второй тип, составляют 40 % в общей популяции.

Наконец, люди четвертого, сенсорно-импульсивного типа — это тоже художники, однако с большей долей прагматизма, чем у интуитивно-чувственных, не склонные, в отличие от них, к сентиментальности и романтизму. Их художественное начало проявляется в мастерстве спонтанных и скоротечных коммуникаций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые и непредсказуемые элементы. Это практические нонконформисты, которых трудно вовлечь во все рутинное, заранее известное, скучное. Сенсорно-импульсивные лица весьма мало предсказуемы, склонны к риску, практичны и трезво реалистичны, стабильно оптимистичны, бесхитростны, весьма активны, не склонны к абстрактным рассуждениям, решительны. Их академические способности, как правило, невысоки. Их доля составляет 10 % в общей популяции.

Д. Кейрси разработал личностный опросник, который позволяет надежно диагностировать указанные психологические типы у психически нормальных людей.Аналогичные результаты можно получить, используя различные версии «Типологического индикатора» (опросника) Майерс-Бриггс.

Углубленное изучение типологических групп как в обычных, так и в ряде экстремальных жизненных ситуаций показало, что существуют многочисленные и устойчивые различия между типами. В обычных условиях существования типологические группы отличались прежде всего своими мотивационно-ценностными структурами.

Приведем данные известной методики М. Рокича, в которой ценности разделяются на два класса: ценности-цели и ценности-средства (для достижения этих целей). Люди интуитивно-логического типа на первые места в списке ценностей-целей (после здоровья) ставят «творчество» и «жизненную мудрость». На последних местах в списке оказались «развлечения», «красота природы и искусства» и «семья». Они отдали приоритет и соответствующим ценностям-средствам. Первые места во втором списке у них занимают «образованность», «широта взглядов» «смелость в отстаивании своих взглядов», «твердая воля», последние — «жизнерадостность», «воспитанность» и «аккуратность».

У лиц сенсорно-планирующего типа после здоровья на первых местах оказались «активная деятельная жизнь», «интересная работа», затем «друзья». Наименьшую ценность для них представляют такие, видимо, чересчур «высокие» понятия, как «творчество», «счастье других людей», «любовь». Среди ценностей средств сенсорно-планирующие, в отличие от остальных, отдали предпочтение «честности» и «воспитанности» и полностью отвергли «высокие запросы». Это действительно «органически порядочные» люди, которые умеют организовать и свою, и чужую жизнь. Именно они знают и соблюдают меру во всем. Представители других типов могут на них положиться.

Интуитивно-чувственные лица после здоровья на второе место поставили «друзей». Лица этого типа испытывают наибольшую потребность в других людях. Отвергаются ценности «творчества», «развлечений», «счастья других людей». Интуитивно-чувственные романтики высоко ценят «воспитанность», «широту взглядов» и пренебрегают «исполнительностью», поставив ее на последнее место в списке ценностей-средств.

Представители четвертого, сенсорно-импульсивного типа в списке из восемнадцати ценностей поставили здоровье на тринадцатое место. На первом месте у них оказалась «любовь», на втором — «материально обеспеченная жизнь», на третьем — «друзья». На последние места в списке они поставили «познание», «творчество» и «счастье других людей». Такую ценность, как «семья», они ставят на пятое место — гораздо выше других типов. Среди ценностей-средств для сенсорно-импульсивных важнее всего «жизнерадостность», «аккуратность» и «независимость», а наименьшее значение имеют такие качества, как «чуткость», «ответственность», «исполнительность» и, увы, «честность». Что же, за жизнерадостность приходится платить!

Таким образом, мы приходим к выводу, что каждый психологический тип имеет свои ценностные приоритеты, свои представления о счастье и жизненном успехе. «Над типологической» ценностью можно признать только здоровье, а также индивидуализм (малая степень заботы о счастье других людей).

Различие ценностных структур и мировоззрения приводят людей различных типов к специфическим психологическим проблемам. Остановимся коротко на важнейших из них, выявленных в результате группового анкетирования и подтвержденных в ходе многочисленных индивидуальных психологических консультаций.

Для интуитивно-логических лиц характерна неустойчивая самооценка с резкими перепадами в сторону повышения и снижения (в 80 % случаев). Весьма часто они отмечают неумение и нежелание подчиняться, а также затруднения в неформальном общении (в том числе с противоположным полом). Сенсорно-планирующий тип отличают затруднения в неформальном общении, в целом же эти люди самоуверенны и хорошо адаптируются в любом социальном контексте.Интуитивно-чувственный тип избыточно чувствителен к эмоциональному климату в группе; эти лица весьма часто отмечают недостаточные навыки психической саморегуляции и жалуются на свои ограниченные организаторские способности. Для сенсорно-импульсивных в первую очередь характерно неумение и нежелание подчиняться.

Таким образом, индивидуально-типологический подход предоставляет возможность экономным и удобным способом выявлять психологические проблемы клиента и намечать пути их оптимального решения.

Наряду с обычными жизненными ситуациями выявляются также существенные типологические различия в кратковременных и длительных стрессовых ситуациях. В качестве примера кратковременного стресса приведем данные обследования группы студентов-медиков в процессе сдачи важного курсового экзамена. Использовались психологические, физиологические и эндокринологические методы для оценки форм и выраженности стресса. Заметим, что экзаменационный стресс мало поддается тренировке, человек реагирует на него в соответствии со своими природными качествами. Как и ожидалось, психологические типы реагировали в экспериментальной ситуации по-разному. Наиболее чувствительными к стрессу оказались лица интуитивно-чувственного типа. Они дали острую, но кратковременную реакцию в форме чувства тревоги, выраженного напряжения функции сердца, большого выброса в кровь гормонов надпочечников и щитовидной железы. Сходную по силе реакцию давали студенты сенсорно-планирующего типа, однако эта реакция оказалась продолжительной, приобретала инертный и даже застойный характер. Лица сенсорно-импульсивного типа реагировали на стресс относительно слабо и кратковременно. В отличие от других типов их самочувствие на экзамене заметно повысилось. Можно сказать, что для них экзамен оказался хоть и небольшим, но праздником. Повышения уровня тревоги они не испытывали. Их средний балл на данном экзамене — «удовлетворительно», в то время как у остальных — «хорошо». Студенты интуитивно-логического типа в данной выборке практически отсутствовали, что обусловлено их малой склонностью к врачебной профессии. Этому типу более свойственны профессии группы «человек-знак».

Можно сделать вывод, что экзаменационная ситуация имела разную значимость для студентов трех исследованных типов. Наименьшей ценностью экзамен обладал в глазах людей сенсорно-импульсивного типа. Это наблюдение полностью укладывается в картину их ценностных приоритетов, описанную выше. Поэтому они обошлись минимальными физиологическими затратами. Наибольшую значимость экзамен имел для лиц сенсорно-планирующего типа. Судя по конечному результату, эти студенты добросовестно готовились к испытанию своих знаний, всерьез переживали и получили заслуженные оценки, однако большой физиологической ценой. Этот факт тоже соответствует их психологическому «портрету». Что касается интуитивно-чувственных, то они реагировали весьма бурно, но быстро разгружались от стрессорных переживаний. По-видимому, это одно из проявлений их общей адаптивной стратегии.

Выявлены типологические различия и в ситуациях длительного стресса. В частности, наблюдалась группа молодых людей, направленных на службу из средних широт на Крайний Север. Им приходилось приспосабливаться к суровейшему климату, жестким социальным условиям совместного проживания, новым профессиональным обязанностям. Указанные лица выступали в качестве специалистов преимущественно физического профиля деятельности. В исследовании был задействован обширный комплекс психологических, физиологических и медицинских методик. Установлено в основном следующее.

Высокие широты для вновь прибывших туда лиц — экстремальная среда, требующая значительного напряжения адаптационных механизмов. Один из важных факторов, влияющих на процесс адаптации в условиях высоких широт, — это типологические особенности личности. При оценке общего состояния здоровья установлена изначально лучшая, исходя из индекса общей адаптации, приспособленность к условиям Крайнего Севера представителей сенсорно-планирующего типа, обладающих, кроме того, наибольшими резервами адаптации. Интуитивно-чувственные заняли второе место, сенсорно-импульсивные — третье, причем они обладали наименьшими возможностями для дальнейшей адаптации. Наконец, интуитивно-логический тип оказался менее всего приспособленным к условиям высоких широт. Анализ успешности профессиональной деятельности и нормативности поведения обследованных показал следующее. Наилучшими по этим двум показателям были опять же сенсорно-планирующие. На втором месте находились интуитивно-логические. Их высокий интеллектуальный потенциал оказался невостребованным ввиду преимущественно физического профиля профессиональной деятельности. Интуитивно-чувственные достаточно успешно справлялись со служебными обязанностями. В то же время нормативность их поведения была ниже среднего. Успешность профессиональной деятельности сенсорно-импульсивных была ниже среднего уровня, а нормативность поведения — ниже всех, значительно ниже среднего уровня. Лица этого типа дали большую часть грубых дисциплинарных проступков за исследуемый промежуток времени. Таким образом, психологический тип может способствовать или препятствовать как биологической, так и социальной адаптации человека в длительно действующих экстремальных условиях.

На основании изложенных фактов можно сделать вывод о существовании четырех типологически обусловленных форм психического здоровья. Дл я каждого из четырех типов оптимальной жизненной стратегией является всемерное самораскрытие своих типологических особенностей (в выборе профессиональной и других видов деятельности и отдыха, в выборе сексуальных и брачных партнеров, друзей и знакомых и т. д.) при одновременном неуклонном развитии и тренировке приобретенных качеств, которые приближают их к представителям остальных трех типов. Нахождение оптимального баланса между указанными двумя тенденциями — поиском «истинно своего», природно предназначенного, и овладением
«чужими», по необходимыми для успешной адаптации навыками — одно из важнейших условий сохранения психического здоровья.

С учетом всего вышеизложенного сформулируем краткие рекомендации по психокоррекции и психологической самопомощи для представителей четырех описанных типов.

Интуитивно-логический тип. Вероятные области формирования признаков невротизации: дефицит самореализации в сфере интимного общения, сложности эмоционального отреагирования в межличностных взаимоотношениях. В случае формирования патологии этот психологический тип следует расценивать как «маркер» резистентной к терапии симтоматики (в частности, с астено-адинамическими, астено-депрессивными, гипобулическими, обсессивными и ипохондрическими явлениями), Коррекционная работа с клиентами — представителями интуитивно-логического типа имеет следующую специфику. Ведущие психологические проблемы лиц этого типа относятся к коммуникации «близкого круга» (ближайшие друзья, сексуальные партнеры), а также связаны с нестабильностью самооценки. Это обычно проявляется в чувстве одиночества, порывистых и непродуманных попытках его преодоления, чередовании недовольства собой с самопереоценкой, заносчивостью, высокомерием. Отсюда представляется оправданным считать основными направлениями психокоррекции лиц указанного типа стабилизацию самооценки с опорой на наиболее существенные индивидуальные качества, а также развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности и открытости в процессе общения. Предпочитаемый стиль взаимодействия психолога с лицами этого типа — недирективный, дискуссионный, рационально-конструктивный, акцентированно безобвинительный и безоценочный. Из психотерапевтических методик предпочтительны индивидуальные психодинамические техники в их краткосрочных вариантах в сочетании с техниками экзистенциально-гуманистической терапии.

Сенсорно-планирующий тип. Учитывая высокую эмоциональную стабильность этого типа, следует иметь в виду повышенную вероятность соматизированных невротических расстройств и психосоматозов. Это проявляется в форме обостренной, но скрытой чувствительности к резким переменам, недостаточной гибкости поведения, трудностей в адекватной демонстрации и передаче своих чувств. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — повышение коммуникативной компетентности, развитие навыков саморегуляции в процессе общения — как делового, так и неформального. Предпочитаемый стиль проведения
психологической консультации — директивный, рационально-строгий (деловой) с выдачей четких и определенных рекомендаций. Из психотерапевтических методик в первую очередь приемлемы бихевиоральные, включая прямую суггестию и эриксонианский гипноз. В качестве дополнительных эффективны также терапевтические техники в рамках гуманистического направления, способствующие росту самосознания и личностному росту, в частности экзистенциальная психотерапия.

Интуитивно-чувственный тип. Данный тип способствует глубокому вовлечению личности в картину пограничного расстройства (истерические, тревожные, аффективно-шоковые , эксплозивные реакции, панические атаки) с преимущественными нарушениями в аффективной и мотивационной сферах. Это проявляется в повышенной ранимости, незащищенности от отрицательных эмоций, «застревании» на травмирующих ситуациях, вспыльчивости, излишней мечтательности в ущерб практическим делам. Основные цели психологической коррекции: формирование устойчивых навыков саморегуляции состояний, развитие волевых качеств и организаторских способностей.

Предпочитаемый стиль взаимодействия психолога с клиентом — поддерживающий, недирективный, основанный на принципах гуманистического направления психотерапии (эмпатия, аутентичность, «отзеркаливание», встречная исповедь и др.). Из психотерапевтических методик предпочтительны «аффект-центрированные» техники, обеспечивающие эмоциональное отреагирование (кататимно-имагинативная терапия, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, арт-терапия и др.).

Сенсорно-импульсивный тип. В случаях невротизации данный тип способствует ярким проявлениям патологии и возможным переходам ее в глубокие формы. Возможные области формирования невротических расстройств: конфликты и напряженность в профессиональной сфере, всевозможные ограничения свобод, внешняя регламентация различных сторон жизни. Дезадаптация проявляется в форме перевозбуждения, экзальтации, непоследовательности, хаотичности социальных связей, увлечений и интересов. Отсюда вытекает основная цель психологической коррекции — развитие и укрепление волевых качеств, повышение внутренней организованности и самодисциплины, углубление самопонимания. Предпочитаемый стиль проведения психокоррекции — игровой, спонтанный, с элементами психодрамы и эмоциональной экспрессии, общение с клиентом на короткой дистанции и в «приземленной» форме. Из психотерапевтических методик наиболее приемлемы мало-структурированные когнитивно-бихевиоральные техники с неожиданной сменой ролей, переменами «мизансцен», оживленными дискуссиями, интенсивным контактом между психотерапевтом и пациентом. Учитывая способность лиц данного типа к непроизвольному подражанию, возможно применение внушения через пример, а также иных форм внушения. В качестве дополнительных вполне приемлемы бихевиоральные техники модификации поведения.

Можно сделать заключение, что понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)