Психологическая готовность детей к школе

По мнению Л. И. Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка.

Совокупность указанных психологических свойств и качеств составляет, по мнению ученых, работающих в рамках дошкольного направления, психологическую готовность к школьному обучению.

В настоящее время существует мнение, что готовность к школе является сложным образованием. Оно включает функциональную и умственную и личностную готовность.

В качестве первого показателя психологической готовности детей к школе выступает функциональная готовность. Данный вид в специальной литературе иногда называют «школьной зрелостью», под которой понимается такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительными для ребенка.

Практика показывает, что дети «зрелые» лучше справляются со многими видами деятельности, особенно такими, которые приближены к учебным действиям и умениям, чем «незрелые». Дошкольники с высоким уровнем функциональной готовности имеют, как правило, более высокие показатели результативности, в большей мере склонны к выполнению норм и правил.

Готовность к школе в области умственного развития. Умственное развитие представляет себой единство интеллектуальных и перцептивных сфер. Л. С. Выготский одним из первых четко сформулировал мысль о том, что развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-об­ разного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти.

Личностная готовность представляет по своей сути способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений.

Первостепенное значение при этом приобретает способность индивида интегрировать нормы и ценности, оценки окружающих, соотносить их со своей личностью. Личностная готовность включает в себя отношение к другим людям (взрослым, сверстникам), отношение к школе (желание или нежелание учиться), познавательные интересы или мотивы поведения. Выражением личностной готовности являются поступки, действия ребенка. Рассмотренные со стороны нравственной сферы поступки характеризуют нравственную готовность и волевую готовность, со стороны отношения к другим — социально-психологическую. В понятие личностной готовности к школе входят сформированность особой внутренней позиции, проявляющейся в желании идти в школу, произвольность поведения, иерархия мотивов, развитие самосознания и самооценки.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)