Психолингвистика и личность
Л.С.Выготскому принадлежит идея <смыслового поля> личности, в дальнейшем (у А.Н.Леонтьева) выступившая в форме положения о смысловой природе образа мира. Развитие психики в филогенезе и есть последовательное усложнение отношений человека и мира, формирование другого, нового типа их взаимодействия и взаимообусловленности, где эти отношения опосредуются не только и не столько сознанием и действием, как мы привыкли думать, сколько личностью и деянием, поступком.
Человек входит в мир деянием, личностно опосредованной системой поступков, определяющей развитие его личности и формирующей сам мир. И психология должна осознать, что вместо <науки о бесконечно меняющемся человеке в бесконечно меняющемся мире, … науки о деянии свободной творческой личности>, она стала наукой <о деятельности ограниченного и ригидного сознания>.
Язык, как уже говорилось выше, есть важнейший ориентир человека при его деятельности в мире. И если эту деятельность понимать как глубокий, осмысленный диалог человека с миром, как многоголосное, иногда унисонное, иногда полемическое общение различных компонентов той колоссальной системы, которую мы называем миром, то язык есть прежде всего язык личности.
Мы снова возвращаемся – на новом витке развития – к идеям К.Фосслера и Бенедетто Кроче, а в определенном смысле к В.Гумбольдту и А.А.Потебне, писавшим о творческом характере языка и речевого акта.
Это не просто декларация, потому что все более органично входящее в теоретическую и прикладную психолингвистику представление о личностно детерминированных стратегиях речевого общения и овладения языком, о языке как смысловом, а не только <значенчес-ком> феномене (не говоря уже о том, что он никак не может быть сведен к системе операторов), предполагает в конечном счете именно такой подход.
Один из интереснейших психологов современности, Виктор Франкл, сказал в своей основной книге: <Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир>. Язык и есть его путеводитель по этому миру по дороге к себе.
- Направления дальнейшей разработки психолингвистики речевого воздействия и ее современное состояние
- Концептуальные основы психолингвистики речевого воздействия в России
- Психолингвистика речевого воздействия
- Психолингвистика и образ мира
- Психолингвистика ложных высказываний
- Речь как источник информации в следственном процессе
- Психолингвистика в инженерной психологии
- Психолингвистика и логопедия
- Речевые нарушения при умственной отсталости и задержках развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу