Псевдоагнозии при деменции
Исследование зрительного восприятия у больных, у которых клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков.
К этому добавлялась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным.
Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при экспозиции ситуационных картинок.
Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов.
Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются.
Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание.
Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке.
Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.
У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение “псевдоагнозией”.
При показе треугольника он говорит: “Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник”.
При экспозиции четырехугольника больной говорит: “Мне трудно сказать (обводит пальцем) — прямая, прямая, прямая и прямая”.
При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: “здесь провал какой-то”, в то же время воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея назвать фигуры, больной заявляет: “Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно”. Нередко больной воспринимает форму предмета, но тут же быстро наступает распад его структуры.
Больной: “На лошадь плохо смахивает”. Здесь отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов.
Узнав телегу и колесо, он не только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица.
При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания деталей и структурного распада часто неверно описывают ее содержание.
Это расстройство напоминает феномен, описанный А. Пиком как “сенильная агнозия”, или как расстройство “симультанного восприятия”. Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет уловить общего смысла картинки.
При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также могут описывать их по вышеуказанному типу.
Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.
В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных больных резко страдали ортоскопические восприятия. Достаточно было показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они его уже не узнают.
Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит: “Памятник какой-то”.
Экспозиция того же рисунка в прямом положении: “Вот так памятник! Кошка- котик”. Рисунок — “ботинок”, из той же серии лото, дан в перевернутом виде.
Больной: “Урна какая-то”. В прямой экспозиции больной сразу узнает ботинок. При незначительном удалении предметов у дементных больных не сохранялась константность их величины.
Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.
- Значение патопсихологических исследований для теоретических и методологических вопросов психологии
- Псевдогаллюцинации
- Галлюцинации
- Нарушения умственной работоспособности
- Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности
- Инертность мышления
- Лабильность мышления
- Нарушение динамики мыслительной деятельности
- Разноплановость мышления
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу