Проверка соблюдения валютного, таможенного, налогового законодательства при осуществлении импортных операций

Нарушение гражданского, валютного и таможенного законодательства влечет за собой серьезные финансовые санкции, которые могли не попасть в финансовую отчетность, но в ближайшей перспективе после выдачи немодифицированного аудиторского заключения отрицательно скажутся на финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. С этих позиций внешнеторговые сделки должны проверяться на их соответствие действующему законодательству.

Осуществляя проверку в этом направлении, аудитор должен выразить независимое мнение по следующему кругу вопросов:

  • соответствие условий импортных контрактов нормам международного права и гражданского законодательства Российской Федерации;
  • соответствие экономического содержания операций по исполнению импортных сделок требованиям валютного и таможенного законодательства Российской Федерации.

При проверке наличия и правильности оформления контракта необходимо, прежде всего, проверить наличие самого контракта, а также соответствие его нормам и требованиям как международного, так и российского законодательства. Сложность данной проверки заключается в том, что фактически строгой регламентации внешнеторговых контрактов не существует, и поэтому важно профессиональное суждение аудитора и степень его компетентности во внешнеэкономической деятельности.

Ключевым и основополагающим условием импортного договора является определение сторонами момента перехода прав собственности согласно ГК РФ. Это касается в первую очередь контрактов, предполагающих поставку материалов, товаров, оборудования. В соответствии со ст. 223 и 224 ГК РФ право собственности у импортера (приобретателя вещи по договору) возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Также очень важным является наличие в контракте ссылок на формализованные международные документы – конвенции, «ИНКОТЕРМС» и т.п., поскольку эти ссылки могут оказать существенное влияние на оформление импортных сделок. Для документирования данной процедуры можно составить таблицу соответствия основных положений проверяемого контракта основным требованиям, предъявляемым к таким документам.

Если в контракте сторонами не определен момент перехода права собственности, то аудитор должен принимать в расчет нормы ГК РФ. В процессе аудита таких контрактов аудитор должен принять во внимание нормы ст. 211 ГК РФ, определяющие, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако аудитор должен иметь в виду, что данное правило не означает, что лицо, принявшее на себя коммерческие риски, является собственником материалов, товаров, оборудования.

Интересно
Статьей 1206 ГК РФ определено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Стороны могут договориться о применении к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество права, подлежащего применению к их сделке, без ущерба для прав третьих лиц.

Возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Оценка аудитором внешнеторгового контракта одна из процедур определения законности импортной сделки. Отсутствие в нем даты перехода права собственности служит аудитору основанием для отнесения такой сделки к разряду рискованных, так как неопределенность в этом вопросе может повлечь не только возникновение штрафных санкций, но и нарушение требований достоверности и полноты отражения операций в бухгалтерском учете у импортера. Данный вопрос регулируется также нормами международного законодательства и является отличием внешнеэкономического контракта от любого другого договора.

Требования НК РФ обязательны для исполнения любым юридическим лицом-резидентом на территории Российской Федерации и включает весь спектр фактов хозяйственной деятельности, в том числе по импорту материалов, товаров, оборудования.

Источником информации аудита импортных операций на предмет соблюдения норм действующего законодательства являются соответствующие статьи Таможенного кодекса ЕАЭС. Он определяет юридический статус таможенных органов, виды таможенных платежей, оформления товаров и транспортных средств, основания для ввоза и вывоза товаров.

Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 18.02.2020 № 24-ФЗ) устанавливает определения ставок таможенных пошлин, виды этих ставок, меры оперативного регулирования внешней торговли с помощью сезонных пошлин, порядок определения таможенной стоимости товара и страны его происхождения, а также предоставления тарифных льгот, преференций и квот.

Кроме того, действующим таможенным законодательством аудитор руководствуется при проверке законности и достоверности определения таможенной стоимости импортных товаров, материалов, оборудования, порядка расчета таможенных платежей, оснований для наличия преференций.

Аудитор классифицирует операцию как импортную, если она касается ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства в обратном ввозе.

Соблюдение организацией норм валютного законодательства проявляется при проверке аудитором порядка расчетов между контрагентами, предполагающего перевод средств за границу в валюте согласно импортному контракту.

Основополагающим документом в этой связи является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2019 № 457-ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле». При анализе содержания импортного контракта аудитор обязан обратить внимание на характер импортных операций. Формирование аудитором мнения о достоверности и законности импортных операций должно также основываться на соответствии фактического состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

При оценке достоверности и полноты отражения в бухгалтерском учете импортных операций основным документом для аудитора является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 №247-ФЗ). Закон устанавливает обязательное наличие первичных документов при регистрации фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Такое требование приобретает особое значение при проверке организаций, у которых отсутствует система документооборота.

Если при аудите установлено, что импортная операция отражена на счетах бухгалтерского учета, а первичных документов, подтверждающих ее осуществление, нет (или они еще не поступили), то аудитор должен констатировать факт нарушения действующего законодательства.

Кроме того, законом установлено, что бухгалтерский учет должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации, в чем аудитор должен убедиться при проверке соответствия импортной операции действующему законодательству. Осуществляя проверку соблюдения организацией норм действующего законодательства, аудитор должен руководствоваться международными стандартами аудита.

В Международном стандарте аудита (МСА) 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» приводятся факты, которые могут являться признаком несоблюдения законов и нормативных актов:

  • расследования правительственными и регулирующими органами или выплата штрафов или пеней;
  • платежи за неопределенные услуги или займы консультантам, связанным сторонам, сотрудникам или государственным служащим;
  • комиссионные по продажам или агентское вознаграждение, которые выглядят чрезмерными в сравнении с обычно выплачиваемыми организацией или в ее отрасли и с платой за действительно полученные услуги;
  • закупки по ценам значительно выше или ниже рыночных;
  • необычные выплаты наличными, закупки с оплатой в форме кассовых чеков на предъявителя или в виде банковских переводов на номерные счета;
  • необычные операции с организациями, зарегистрированными в офшорах со значительными налоговыми льготами;
  • платежи за полученные товары или услуги получателям не из тех стран, из которых эти товары или услуги были получены;
  • платежи без надлежащей документации по валютному контролю;
  • наличие информационной системы, которая либо в силу особенностей ее структуры, либо по непредвиденным причинам не обеспечивает возможность последующей проверки;
  • запрещенные операции или операции, которые отражены некорректно в учете;
  • негативные комментарии в прессе.

Если в ходе проверки аудитору становятся известны подобные факты, которые могут указывать на несоблюдение требований законов и нормативных актов, он должен получить понимание характера такого несоблюдения и обстоятельств, в которых оно имело место, а также дополнительную информацию для оценки возможного влияния такого несоблюдения на финансовую отчетность.

При установлении фактов несоблюдения требований гражданского, валютного, таможенного, налогового законодательства, а также законодательства в области бухгалтерского учета и оценке их возможного влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность аудитор принимает во внимание:

  • возможные финансовые последствия выявленного или предполагаемого несоблюдения законов и нормативных актов для финансовой отчетности, включая в том числе наложение штрафов, пеней, требований возмещения ущерба, а также угрозу экспроприации активов, принудительного прекращения деятельности организации и судебного разбирательства;
  • необходимость раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о возможных финансовых последствиях для аудируемого лица при несоблюдении им требований нормативных правовых актов;
  • являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что они могут поставить под сомнение достоверность представления финансовой отчетности или иным образом сделать финансовую отчетность вводящей в заблуждение.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)