Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей

Следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики наркозависимости необходимо опираться на фундаментально разработанную методологию, которая в настоящий момент еще только формулируется. Сегодня в образовательных учреждениях необходима систематическая работа в этом направлении, причем она должна начинаться в младших классах и заканчиваться в выпускных и проводиться с учетом психологических особенностей разных возрастных периодов. Конечно же, проблема наркозависимости — это проблема не школы, это проблема всех институтов общества; чтобы справиться с ней, необходимо формировать целостную наркополитику государства.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.

В статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому».

Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий. Выделим следующие базовые понятия, определяющие это пространство.

  • Профилактическое пространство — сложная динамическая система.
  • Эта система состоит из совокупности элементов и их переменных характеристик, связанных между собой как положительными, так и отрицательными обратными связями.
  • Важнейшим элементом этой системы, обусловливающим ее динамичность и сетевой, а не линейный (причина-следствие) характер трансформации, является человек.
  • Профилактическое пространство имеет:
    • индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;
    • критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.
  • Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные.
  • Для обозначения мишеней воздействия необходимо исследовать, что же является критическими переменными, и разрабатывать планы работы в соответствии с ними.

На макроуровне профилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из:

  1. первичной профилактической социально-поддерживающей среды;
  2. компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков);
  3. реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых;
  4. отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркозависимости и алкоголизма.

Взаимоотношения элементов профилактического пространства как сложной динамической системы нелинейные, полифакторные. Первичная профилактическая среда в этой системе основная, так как именно в ней располагаются все остальные элементы.

С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.

На мезоуровне можно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:

  • учебное заведение и его среда;
  • семья и ее стиль, атмосфера;
  • места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);
  • учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации).

Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на указанных уровнях может серьезно ускорить нахождение оптимальных моделей системы превентивных мер. Это касается не только первичной и вторичной профилактики, но и работы с зависимыми в стадии ремиссии: до сих пор отсутствует система поддержки и ресоциолизации этих людей, помочь которым вернуться к нормальной жизни можно только сообща.

Таким образом, по мнению Малыхиной Я. В., специалиста в области практической профилактики зависимостей, необходимо:

  • обратить основное внимание на каузальную, ориентированную на исходные причины злоупотребления ПАВ, психосоциальную модель профилактики;
  • признать приоритет первичной профилактики наркозависимости, поскольку она создает пространство, в котором могут осуществляться и все остальные виды профилактики;
  • уточнить понятия и сформулировать критерии выбора форм и методов работы в разных видах профилактики, признать необходимость их научного психологического обоснования;
  • создать условия для реальной интеграции усилий разных ведомств и специалистов в формировании превентивной социальной политики государства;
  • создать условия формирования профилактической социально-поддерживающей среды для развития несовершеннолетних, основываясь на каузальном подходе, интеграции и активизации социального контроля.

Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» ознаменовал начало более высокой активности государства в сфере работы с чрезвычайно уязвимой категорией населения — детьми и подростками. За этот период сформирована нормативно-правовая база социальной защиты и помощи дезадаптированным несовершеннолетним, принят новый Семейный кодекс, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако реализация этих документов на практике пока только начинается: в зачаточном состоянии система подготовки профессиональных кадров, методология профилактических программ. Одна из главных проблем — ведомственная разобщенность, когда на первый план выходит не сотрудничество с целью решения судеб конкретных детей, а конкуренция между собой при разделе очередных бюджетных средств, борьба за количество пунктов в отчете.

Проблема эпидемии наркозависимости в среде молодежи и подростков не может рассматриваться как отдельная, вне связи с общими причинами социальной дезадаптации. Более того, сейчас уже трудно выделить четкие критерии принадлежности к «группе риска» по развитию зависимостей школьников. Нередко совсем не внушающие опасений отличники, лидеры в своих коллективах, проживающие в полных обеспеченных семьях, становятся жертвами собственного любопытства или неумения конструктивно решать проблемы своей жизни. Это значит, что грань между первичной и вторичной профилактикой зависимостей в подростковой среде почти отсутствует, скрытая «группа риска» — любой школьник, переживающий трудности социально-психологической адаптации в ходе взросления.

Поэтому современный этап развития превентивных методологий характеризуется переходом от разовых акций (лекции, массовые праздники под лозунгами «Нет наркотикам!» или просмотры фильмов о жизни наркоманов) к системе мер, целостных представлений и последовательных шагов по организации профилактической работы, направленных на все детское и подростковое население.

Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально широких взглядов на проблему девиантного поведения подростков, нуждается в обоснованной превентивной политике государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)