Профессиональная адаптация
Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». После завершения образования каждом у субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность.
Адаптация осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:
- условия деятельности (рабочее место, физическая среда);
- профессиональные задачи;
- руководство;
- социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу; установление межличностного контакта в рабочей группе и др.).
Судить об успешности прохождения первичной профессиональной адаптации можно с помощью следующих критериев:
- Удовлетворенность выполняемой работой.
- Установление деловых отношений с руководством.
- Социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации).
- Успешность выполняемой деятельности:
- своевременность и безошибочность профессиональных действий;
- умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий;
- осуществление деятельности без угрозы для здоровья (цена психофизиологических затрат должна быть адекватна выполняемой деятельности).
В специальных исследованиях выявлены основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников. В их число входят:
- неудобное рабочее место;
- недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;
- неясность в определении должностных обязанностей;
- неритмичная работа («штурмовщина»);
- неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня, степень свободы и др.);
- удаленность работы от места жительства;
- невысокая заработная плата;
- отсутствие возможности повышения квалификации;
- неясные перспективы продвижения по службе (карьеры);
- недостаточная квалификация руководства;
- негативные особенности социальной среды (неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе; ограниченные возможности социального обеспечения работников и др.).
Среди объективных факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие.
Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.
Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин — на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.
Индивидуальные особенности:
- тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности — инертности);
- мотивация;
- самостоятельность;
- склонность к сотрудничеству;
- адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей);
- самоконтроль;
- эмоциональная устойчивость;
- степень тревожности.
Исследования, проведенные в последнее десятилетие, позволили выявить личностный профиль , который присущ лицам, заболевшим в ходе первичной адаптации к условиям военной службы. Эти люди обладали:
- пониженной нервно-психической устойчивостью;
- повышенным нейротизмом;
- повышенной тревожностью;
- заниженной самооценкой;
- отсутствием конкретной установки на предстоящую деятельность (ни положительной, ни отрицательной);
- конфликтностью;
- моральной неготовностью к выполнению предъявляемых им требований.
Напротив, хорошие адаптивные возможности к воздействию факторов реальной угрозы жизни и сохранности профессионального здоровья продемонстрировали те, кому были свойственны такие характеристики:
- высокий уровень функционирования механизмов психической саморегуляции (вследствие высокой эмоциональной устойчивости, низкой тревожности и невысокого психического напряжения);
- высокие коммуникативные способности;
- сохранение ориентации на соблюдение моральных норм поведения, несмотря на значительные перенесенные психоэмоциональные нагрузки.
Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, человек выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, исчисляемый в общем случае не одним десятком лет и связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей. Проблема обеспечения его профессионального здоровья на этом временном интервале рассматривается в соответствующем ракурсе.
- Профилактика старения
- Признаки психического старения
- Основные понятия геронтологии
- Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием
- Выгорание и теория «консервации ресурсов»
- Классификации типов ресурсов преодоления
- Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости
- Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
- Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу