Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». После завершения образования каждом у субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность.

Адаптация осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:

  • условия деятельности (рабочее место, физическая среда);
  • профессиональные задачи;
  • руководство;
  • социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу; установление межличностного контакта в рабочей группе и др.).

Судить об успешности прохождения первичной профессиональной адаптации можно с помощью следующих критериев:

  1. Удовлетворенность выполняемой работой.
  2. Установление деловых отношений с руководством.
  3. Социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации).
  4. Успешность выполняемой деятельности:
    1. своевременность и безошибочность профессиональных действий;
    2. умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий;
    3. осуществление деятельности без угрозы для здоровья (цена психофизиологических затрат должна быть адекватна выполняемой деятельности).

В специальных исследованиях выявлены основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс профессиональной адаптации и состояние здоровья работников. В их число входят:

  • неудобное рабочее место;
  • недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;
  • неясность в определении должностных обязанностей;
  • неритмичная работа («штурмовщина»);
  • неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня, степень свободы и др.);
  • удаленность работы от места жительства;
  • невысокая заработная плата;
  • отсутствие возможности повышения квалификации;
  • неясные перспективы продвижения по службе (карьеры);
  • недостаточная квалификация руководства;
  • негативные особенности социальной среды (неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе; ограниченные возможности социального обеспечения работников и др.).

Среди объективных факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие.

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин — на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности:

  • тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности — инертности);
  • мотивация;
  • самостоятельность;
  • склонность к сотрудничеству;
  • адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей);
  • самоконтроль;
  • эмоциональная устойчивость;
  • степень тревожности.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие, позволили выявить личностный профиль , который присущ лицам, заболевшим в ходе первичной адаптации к условиям военной службы. Эти люди обладали:

  • пониженной нервно-психической устойчивостью;
  • повышенным нейротизмом;
  • повышенной тревожностью;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием конкретной установки на предстоящую деятельность (ни положительной, ни отрицательной);
  • конфликтностью;
  • моральной неготовностью к выполнению предъявляемых им требований.

Напротив, хорошие адаптивные возможности к воздействию факторов реальной угрозы жизни и сохранности профессионального здоровья продемонстрировали те, кому были свойственны такие характеристики:

  • высокий уровень функционирования механизмов психической саморегуляции (вследствие высокой эмоциональной устойчивости, низкой тревожности и невысокого психического напряжения);
  • высокие коммуникативные способности;
  • сохранение ориентации на соблюдение моральных норм поведения, несмотря на значительные перенесенные психоэмоциональные нагрузки.

Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, человек выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, исчисляемый в общем случае не одним десятком лет и связанный с регулярным исполнением служебных обязанностей. Проблема обеспечения его профессионального здоровья на этом временном интервале рассматривается в соответствующем ракурсе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)