Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

В качестве введения отметим, что принимать правильные решения есть высшая, недосягаемая мудрость жизни. Отмеченное в полной мере относится и к системе менеджмента (ее когниториату). Функциональное поле для этого здесь очень широко (особенно если речь идет об эффективности принимаемых решений).

На рис. 1 представлено функциональное поле принятия решений в системе менеджмента.

Выделено четыре сегмента данного поля:

  • функции целевого управления;
  • обеспечивающие функции управления;
  • функции реального управления;
  • операционные функции, к которым отнесено производство товаров и услуг, а также снабжение, маркетинг, организация.

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

Последняя реализуется в организационной структуре или в установлении специфических отношений между заданиями и персоналом, который их будет выполнять.

Процессу организации деятельности свойственен ряд принципов, а именно: специализация, текущий контроль, единство руководства, ответственность и власть, необходимая для того, чтобы достичь целей производства товаров и услуг на уровне операционных функций организации.

Координация (как одна из функций целевого управления) является образным представлением когниториата и синергизма команды менеджеров.

Иначе ее называют обобщенной функцией рассматриваемого нами функционального поля, с позиций которой лидер должен обладать гибкостью и быть готовым к неопределенности, неожиданности или нестабильности ситуации (при этом он практически всегда работает в напряженном темпе).

Важно и то, что «жесткая конкуренция может просто не оставить руководителю времени тщательно продумать управленческие решения».

Отмеченное прежде всего касается вопросов доверительности рыночных отношений с позиций инвестирования и финансирования производственно-коммерческой деятельности организации предпринимательского типа – ОПТ, а также трех видов ожиданий – акционеров, топ-менеджеров и рынка, которые постоянно недооценивают возглавляемые ими организации.

Другой функцией целевого управления является проектирование:

  • разработка различных проектов деятельности на долгосрочный период;
  • организационное проектирование по внесению прогрессивных изменений инновационной направленности.

В том и другом случае важное значение имеет оценка эффективности исходя их целевой модели, модели процесса или системы средств.

Отметим, что все другие, приведенные на рис. 1 функции, довольно хорошо описаны в литературе, посвященной менеджменту и видам деятельности. Отмеченное касается и «организационного культуростроения», которое органически связано с инвестиционной деятельностью ОПТ и обеспечением их конкурентоспособности. Поэтому далее мы будем вести речь непосредственно о руководителе и принятии управленческих решений.

Особую значимость при этом прежде всего имеет их структуризация и систематизация. Отмеченное касается функции целевого и реального управления, а также операционных и обеспечивающих функций производственно-коммерческой (маркетинговой и снабженческой) деятельности.

Структуризацию процесса принятия решений (ПР) в системе менеджмента можно представить в виде следующих элементов:

  • стили ПР (автократический, консультативный, групповой). Различаются они различными вариантами участия топ-менеджеров в принятии управленческих решений в рамках описанного ранее функционального поля;
  • подходы к принятию решений (классический, программированный, административный). Каждый из них имеет свое отношение к функциям управления и принципам менеджмента, направленным на деловой успех;
  • ограничения, свойственные топ-менеджерам ОПТ и влияющие на процесс принятия решений в условиях риска и неопределенности. Ограничения эти организационные и политические, а также ограничения умственных способностей и внимания лица, принимающего решения (его беспорядочные предпочтения);
  • модели ПР (инкрементального процесса принятия решений, локальных приращений или последовательных ограничений, эвристических суждений и предпочтений, организованного выбора). Это также модели участия подчиненных в принятии решений в условиях неопределенности внешней среды и построения дерева решений с учетом использования определенных критериев, разработанных авторами тех или иных моделей;
  • особенности принятия решений (прежде всего, это избежание неопределенности, организационное обучение, проблемный поиск и «квазиразрешение конфликта»). Речь в  последнем случае идет о механизмах локальной рациональности, последовательного достижения целей и приемлемого уровня решений в их функциональном поле.

Систематизация процесса принятия управленческих решений (в отличие от их структуризации) мы связываем с теорией ПР в организации предпринимательского типа.

Принятие решений при этом характеризуется следующим:

  • сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая ОПТ;
  • часть общего процесса управления в рамках функционального поля ПР;
  • поведение, основанное на факторах и ценностных ориентациях;
  • процесс взаимодействия персонала ОПТ (в соответствии со структурой функционального поля принятия решений в системе менеджмента);
  • выбор альтернатив – исходя из экономицации принятия управленческих решений (спрос, предельный эффект, сравнительная выгода, альтернативная стоимость).

Важно также целеполагание деятельности, органически связанное с прибылью и рентабельностью (рис. 2).

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

Экономизация – не единственный принцип принятия управленческих решений (особенно если они принимаются в условиях риска и неопределенности).

К числу других принципов следует отнести: анализ хода собственных мыслей, логичность и последовательность рассуждений, реалистичность оценки условий и трудностей, гибкость и учет мнений специалистов (исходя из функционального подхода).

Это также принцип, в соответствии с которым следует остерегаться «минных полей», то есть сложных участков, где может быть опасность.

Интересно
Особую роль при этом играет экономический образ мышления лица, принимающего управленческое решение. Своеобразным классиком по рассматриваемому вопросу является П. Хейне, написавший в свое время работу «Экономический образ мышления», как отмечается в аннотации, она выдержала в США пять изданий.

Данная работа, изданная неоднократно и в России, рассчитана на студентов всех специальностей и школьников старших классов спецшкол. Ниже перечислены основные положения, определяющие экономический образ мышления по П. Хейне (табл. 1).

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

В процессе проведенного нами опроса студенты могли выбрать три варианта ответа: да, нет, затрудняюсь ответить. Общие итоги опроса таковы: «да» – 53 %, «затрудняюсь ответить» – 19 %, «нет» – 28 %. Несколько иные результаты опроса преподавателей: «да» – 62 %, «затрудняюсь ответить» – 0 %, «нет» – 38 %.

Анализ представленного здесь материала позволяет выявить наиболее важные категории экономического образа мышления: выбор, внимание, ожидание (именно под этим углом зрения необходимо подходить к принятию управленческого решения).

Ю. Ольсевич справедливо утверждает, что хозяйственные решения в большинстве случаев принимаются не по критерию максимизации денежного дохода и не исходя из чисто рациональных расчетов, а на основе сложного комплекса индивидуальных и коллективных предпочтений, опыта и интуиции субъектов.

«Максимизация доходов и сугубо рациональный расчет «встроены» в этот «интегральный» механизм принятия решений как его элементы и промежуточные звенья».

Он же далее подчеркивает, что психический склад людей весьма различен, и некоторая их часть действительно ставит во главу угла максимизацию денежного дохода, ограничивая и подавляя при этом другие свои жизненные потенции. Такого рода людей называют экономическими субъектами, принимающими хозяйственные решения исходя из экономического образа мышления, о котором и шла речь выше.

По мнению П. Хейне, экономический образ мышления является предвзятым. Говоря иначе, он выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая все остальные. Особое внимание при этом фокусируется не только на выборе, но также внимании и ожидании.

Индивид, рискуя, ожидает дохода (прибыли). Уделять внимание при этом – значит отказаться от каких-либо ценных возможностей (именно поэтому люди ведут себя «невнимательно», когда они сами ничего не выигрывают и не теряют при этом).

На рис. 3 представлена связь основных категорий экономического образа мышления. Кроме выбора, внимания и ожидания это еще понимание, представление, предположение, предвидение. Эти – последние – категории названы нами кратко «4П». В отличие от внимания и ожидания они «идут» не за, а перед «выбором».

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

Наиболее «приближенное» к выбору понятие – предвидение. Некоторые авторы справедливо пишут о том, что рационально управлять – значит предвидеть. Это особенно важно для менеджера с позиций его реакции на возможные изменения внешней среды. В состав «4П» кроме предвидения входит понятие «представление».

Речь идет в данном случае об осмыслении руководителем предприятия внешней среды – своеобразном построении ее модели, что определяется опытом и знанием мира, принимающего управленческие решения, в зависимости от которых модель может приближаться или отдалятся от объективной реальности. Соответственно, меняется и модель поведения, связанная с новым восприятием выгод и издержек.

Следующий термин экономического образа мышления – «понимание». По своему содержанию – это психический процесс включения информации о чём-либо в прежний опыт, в установленные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения факта, содержания воздействия.

Особенностью понимания является его обусловленность умственными стереотипами, сформированностью прежнего опыта, а также возможностью осмысления нового (неизученного), такого, который не был предметно изучен, что особенно важно с позиций предпринимательского менеджмента.

И, наконец, четвертое понятие из состава «4П» – предположение (предсказание, гипотеза). Это некое предсказание о том, чем руководствуются те же субъекты в своей практической деятельности при решении проблемы экономического выбора.

В экономике существует понятие: «функция полезности управляющего». Как свидетельствует представленный выше материал, эта функция во многом определяется экономическим образом мышления лица, принимающего управленческие решения.

С позиции представленного материала особое значение имеет психологический аспект принятия управленческого решения. Речь прежде всего идет о выборе альтернатив (с учетом оценки на качество и эффективность).

Говоря иначе, разработка, принятие и реализация решения является концентрированным выражением самой сущности управления хозяйствующим субъектом.

В разработке теории принятия решения особую роль играет психология. Подчеркивая это, В.В. Ременников пишет: «Его особенность заключается в том, что решение рассматривается прежде всею как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная детальность субъекта управления, направленная на решение определенной проблемы».

Специалисты в сфере корпоративного менеджмента называют ошибки руководителей ОПТ при принятии решений, которые можно подразделить на объективные и субъективные. Прежде всего, это дублирование решений и нереальные сроки их принятия, неполнота информации для ПР, недооценка рисков, переоценка возможного успеха.

Назовем далее несколько феноменов, наблюдаемых в процессе выбора решения в условиях ограниченной рациональности и возможности оперативной обработки информации:

  1. Феномен Ф. Ирвина – завышение значимости и вероятности желательного результата решения и занижение вероятности нежелательного.
  2. Феномен Р. Стоунера – большая рискованность группового решения по сравнению с индивидуальным.
  3. Феномен Д. Яниса – неологизм, деформация мышления индивидов принимающих решение в группе.

А. В. Карпов выделяет еще ряд феноменов, которые можно наблюдать в процессе принятия решения.

Прежде всего это:

  • «аналитический паралич», при котором сбор и анализ информации из средства нахождения решения превращаются в самоцель;
  • «эффект состава» (устойчивая зависимость особенностей процесса принятия экономического решения в группе от ее количественною и качественного состава);
  • феномен «схождения» или «расхождения», что зависит от характеристик группы, особенностей проблемы и условий ее решения; «избегание лидерства», «гипертрофированное доверие к лидеру», установка на недоверие лидеру и предлагаемым им решениям; феномен ложного согласия (отдельные члены группы в силу определенных причин подчеркивают свое согласие с мнением большинства, хотя сами при этом придерживаются другого мнения);
  • феномен «демонстративного несогласия»;
  • феномен «виртуального решателя» и др.

Автор при этом выделяет иерархические и паритетные группы, а также компетентных и некомпетентных лидеров.

Другим важным аспектом психологии принятия управленческого решения является выявление индивидуальных качеств менеджера (лидера, руководителя организации предпринимательского типа).

В этой связи обращает на себя внимание модуль принятия решения Врума-Иеттона, в соответствии с которым имеется ряд стилей руководства, которые могут быть использованы в зависимости от роли, которая отводится подчиненным в процессу принятия решения.

Заключая, отметим, что следует различать «качество» и «эффективность» управленческого решения. Качество – это степень соответствия параметров выбранной альтернативы экономического решения определенной системе характеристик (научная обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность).

Эффективность определяется множеством факторов, основные из которых следующие:

  • компетентность лица, принимающего управленческие решения;
  • степень его информированности;
  • уровень коллегиальности в процессе разработки управленческого решения, его контролируемость;
  • мотивация исполнителей;
  • характер и степень ответственности руководителя за результаты ПР.

Все они в той или иной степени влияют на величину прибыли, получаемой корпорацией в процессе реализации своей продукции на рынке товаров и услуг.

Принятие решений в системе корпоративного менеджмента

Подчеркнем также, что принятие решения тесно коррелирует с «анализом» (и прежде всего – экономическим). Сущность управления ОПТ при этом можно представить следующим образом (рис. 4).

В процессе анализа осуществляется постановка задачи. Имеются в виду следующие процедуры: выявление и описание проблемной ситуации, оценка располагаемого времени, определение необходимых ресурсов.

Кроме того, в процессе анализа формируются (генерируются) решения и осуществляется оценка их предпочтений. За анализом следует непосредственное принятие единственного решения.

Предварительно руководитель определяет допустимые решения (из всего их перечня), формирует критерии отбора эффективных решений. Учитывает он при этом и влияние решений на надежность работы своей организации.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)