Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ

УИК в отличие от УК РФ лишь перечисляет принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство РФ, не раскрывая сущности каждого из них. Поэтому содержательная сторона каждого из указанных в УИК принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве проявляется в различных направлениях и формах. По сравнению с ранее действовавшим ИТК в УИК данный принцип воплощен намного полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в сфере исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Прежде всего из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная специфика, отражающая суровость наказания.

Для избежания его чрезмерной жесткости были отменены многие ограничения в отношении осужденных. По истечении ряда лет практика применения УИК показала необходимость дальнейшей гуманизации условий и порядка отбывания наказания, что и было осуществлено Федеральными законами от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ и от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ.

В УИК закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.

Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, он не только не получает эти льготы, но, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в ИУ – путем применения системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).

Интересно
Благодаря такой системе противовесов в предоставлении льгот основная масса осужденных заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в УИС, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы. Его недостаточность сводит к минимуму многие гуманистические начала уголовно-исполнительного законодательства.

В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания при представлении к условно-досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.

Принцип гуманизма должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению как с их стороны, так и со стороны иных граждан различных попыток проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и других подобных действий.

Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство хотя и исходит из конституционного положения о федеральном построении УИС, но тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам РФ и органам местного самоуправления в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы власти субъектов РФ оказывают исключительно большую финансовую помощь указанным учреждениям и органам (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.).

Принцип демократизма проявляется и в других формах: в порядке беспрепятственной подачи и разрешения в определенные сроки жалоб и заявлений осужденных, в свободе выбора ими языка обращения и переписки, в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле, прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в содействии их работе общественных объединений.

Принцип равенства осужденных перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одном режиме ИУ, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других подобного рода признаков. Различия здесь предусматриваются лишь в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, что, в свою очередь, является следствием проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах и в зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия семьи и родственников, отбытого срока наказания и поведения, возможности досрочного (в любой форме) освобождения, наличия профессии и т.д.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется индивидуально личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена как сосредоточение лишь одних негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые могут находиться в удовлетворительном состоянии.

Задача педагогов и всего персонала УИС – составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.

Сейчас с согласия осужденных им может быть оказана психологическая помощь работниками психологических служб или иными лицами. В каждом ИУ разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые предъявляет к осужденным персонал всех служб. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимулирования правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем была раньше. Полнота ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве. Правда, тогда он относил к предмету исправительно-трудового законодательства регулирование исполнения лишь тех наказаний, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия.

Теперь же предмет законодательства намного шире: он включает в себя регулирование исполнения не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Тем не менее данный принцип сохраняется. Учитывая, что большинство наказаний соединяется на стадии их исполнения с исправительным воздействием, этот принцип является определяющим для характеристики уголовно-исполнительного законодательства.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс различных воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)