Принципы эргономического анализа трудовой деятельности

Категория деятельности является важнейшей в системе формирующегося эргономического знания. Труд осуществляется в различных формах предметно-практической, производственной, познавательной и управляющей деятельности.

«Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира». Для человека объекты природы утрачивают свою непосредственность и выступают как предметы, т. е. прежде всего как средства изготовления орудий.

Использование орудий труда предполагает постановку цели и руководствование ею как идеальным образом требуемого продукта.

Эту основную особенность трудовой деятельности К. Маркс охарактеризовал следующим образом: «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер действий и которой должен подчинять свою волю».

В этом отрывке отчетливо указаны основные структурные компоненты трудовой деятельности: цель как идеальное представление результата, способ или средство ее достижения и, наконец, воля, т. е. определенные личностно-смысловые образования.

Деятельность в эргономике выступает в качестве предмета объективного научного изучения. Она расчленяется и воспроизводится в теоретических схемах и моделях в соответствии с методологическими принципами, развитыми в науке, и в зависимости от конкретных эргономических задач.

Деятельность в эргономике выступает и как предмет управления, т. е. то, что подлежит организации в слаженную систему функционирования и (или) развития на основе совокупности фиксированных принципов, которые должны быть сформулированы в эргономике, в социальной психологии и социологии труда.

Деятельность в эргономике выступает и как предмет проектирования, т. е. перед эргономикой стоит задача выявления способов и условий оптимальной реализации определенных (преимущественно новых) видов трудовой (и профессионально-учебной) деятельности.

Наконец, деятельность в эргономике выступает и как предмет многоплановой оценки, которая и должна осуществляться в соответствии с различными критериями, такими, как эффективность, надежность, удовлетворенность работой, комфортность и т. п.

Таким образом, деятельность выступает в эргономике как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.

Естественно, что такая самая общая характеристика функций деятельности может играть лишь роль методологического ориентира эргономических исследований. Для решения научных и практических задач эргономики понятию деятельности должен быть придан определенный конструктивный смысл.

Эта задача отнюдь не простая, поскольку в эргономике пока еще недостаточно развиты собственные концептуальные схемы анализа деятельности. В эргономике поэтому широко используются концептуальные схемы анализа трудовой деятельности, имеющиеся в смежных науках, особенно в психологии и социологии.

Эти концептуальные схемы не только ассимилируются, но и трансформируются эргономикой в соответствии со спецификой решаемых ею задач.

Эргономика стоит перед необходимостью разработки методов анализа и выявления функциональных структур различных видов трудовой деятельности: от сравнительно элементарных до предельно сложных, порожденных научно-технической революцией.

Таково обязательное условие оптимизации трудовой деятельности, рационального проектирования ее новых видов и форм. В противном случае задачи эти решаются либо на основании здравого смысла, либо путем эмпирического перебора множества факторов, так или иначе влияющих на эффективность и другие аспекты трудовой деятельности, т. е. методом последовательных приближений.

Прежде чем характеризовать функциональную структуру трудовой деятельности, единицы ее анализа и типы связей между ними, необходимо охарактеризовать основные виды трудовой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)