Предупреждение и исправление ошибок
Выполнение нового двигательного действия в большинстве случаев связано с отклонениями от заданного образца.
Как показывает практика, при применении любых методов и методик обучения избежать ошибок в технике выполнения, прежде всего сложных двигательных действий, не удается. Типичны при этом такие отклонения, как:
- лишние движения;
- неточность движений;
- замедленность, несвоевременность выполнения;
- излишние мышечные усилия, закрепощенность, скованность движений;
- искажение общего ритма действия.
Это связано с естественными закономерностями формирования двигательного действия (повышенная возбужденность ЦНС, необходимость преодоления избыточных степеней свободы в различных звеньях двигательного аппарата и др.). Вместе с тем ряд таких отклонений может быть обусловлен недостатками применяемой методики в предварительной подготовке к разучиванию действия. Такого рода отклонения относятся к категории ошибок, которые нельзя допускать, исключив причины их возникновения.
Ошибка – это выполнение упражнения с отклонением от заданной техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.
Ошибками считают:
- невыполнение или искажение двигательных действий;
- малоэффективные движения.
Предупреждение возникновения ошибок является первоочередной задачей, если их появления не удалось избежать – устранять их. Без определения причины возникновения ошибок невозможно их устранение, следовательно, первоначально необходимо выявить причину возникновения.
Причины возникновения ошибок могут быть следующие:
- Недостаточная подготовленность обучаемых к разучиванию действия (недостаточный уровень знаний о двигательном действии, развития физических способностей, двигательного опыта, волевых качеств).
- Нарушение последовательности обучения разным двигательным действиям (дидактического правила «от простого к сложному»).
- Применение несоответвующих методов обучения.
- Неблагоприятные условия внешней среды, применение инвентаря и оборудования, несоответствующего особенностям занимающихся.
Существуют несколько классификаций типов ошибок.
Ошибки в зависимости от значения, характера, распространенности и количеству вовлеченных элементов можно разделить на группы:
- грубые, значительные и незначительные;
- стабильные и нестабильные;
- типичные и нетипичные (общие и индивидуальные);
- локальные и комплексные.
Ошибки, искажающие основу техники двигательного действия, считаются грубыми. Значительные ошибки связаны с невыполнением общей детали техники, незначительные – с неточным выполнением детали, ведущим к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникшие в результате многократного повторения неправильных движений, переходящие в навык и требующие длительного времени для их устранения, называются стабильными.
Возникновение ошибок, возникающих эпизодически по субъективным причинам, относят к нетипичным. Типичные ошибки, как правило, носят массовый характер и объясняются общностью причин их возникновения у определенного контингента занимающихся. То же самое можно отнести к общим (характерным для большинства) и индивидуальным ошибкам.
Выделяют также ошибки локальные (в отдельных элементах двигательного действия) и комплексные (в нескольких элементах двигательного действия).
Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:
- соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, дидактических принципов при обучении двигательным действиям;
- рациональный подбор средств, методов и приемов обучения в строгом соответствии с этапом процесса обучения;
- заблаговременное предупреждение возможных ошибок при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
Последовательность исправления ошибок.
Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру двигательного действия, затем устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). К исправлению ошибок приступают сразу же после их выявления во избежание их дальнейшего закрепления. Если допущено несколько ошибок, их исправляют последовательно, по степени их значимости.
Способы исправления ошибок:
- Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с использованием принципа наглядности.
- Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне (проводкой по движению), усложнением или упрощением двигательного действия.
- Создание таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
- Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрации внимания на движении, которое в основном действии выполняется неверно.
- Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий.
- Повторное выполнение специально подводящих упражнений для коррекции деталей техники.
- Выполнение имитационных упражнений.
В предупреждении и исправлении ошибок велика роль самого занимающегося (табл. 2).
Внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, наблюдение, самоанализ, сознательное выполнение действия – это необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
- Этапы спортивного отбора
- Спортивный отбор и спортивная ориентация
- Планирование спортивной подготовки
- Общие положения технологии планирования в спорте
- Характеристика и структура тренировочных циклов
- Основы построения спортивной тренировки
- Виды, задачи, средства и методы психологической, интеллектуальной и интегральной подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Виды, задачи, средства и методы технической, физической, тактической подготовки спортсмена в процессе тренировки
- Общие и специальные принципы спортивной тренировки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу