Правовое регулирование прокурорского надзора в РФ

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., а также Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” в редакции федеральных законов от 17 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. являются основными законодательными актами, определяющими принципы организации, деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

В Конституции РФ (ст. 129) провозглашено, что Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Закрепленный в Конституции РФ принцип единства и централизации системы органов прокуратуры позволяет Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Конституция РФ определяет порядок наделения прокуроров полномочиями. Согласно п. 2 ст. 129 Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются также Генеральным прокурором РФ, но по согласованию с субъектами РФ (п. 3 ст. 129 Конституции РФ).

Интересно
Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом (п. 5 ст. 129 Конституции РФ). Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”, принятый 17 января 1992 г., в редакции Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 ноября 1995 г. с поправками Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 10 февраля 1999 г. занимает особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры.

Его значение определяется прежде всего его универсальностью, то есть тем, что он регулирует все направления деятельности прокуроров, предмет и пределы надзора, полномочия прокуроров, порядок прохождения службы и другие виды деятельности. В то же время Закон не подменяет и не заменяет иных норм законодательства, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданско-процессуальную, арбитражно-процессуальную и иную деятельность прокуроров.

Иногда возникает конкуренция норм Закона о прокуратуре и процессуального законодательства. В таких случаях, если полномочия прокурора предусмотрены каким-либо процессуальным законом, то следует руководствоваться и ссылаться в соответствующих актах прокурорского реагирования на этот закон. Например, Закон о прокуратуре (ст. 36) предусматривает полномочия суда по уголовным делам, в то же время эти полномочия предусмотрены и в УПК (ст. 325). Когда прокурор приносит кассационный или частный протест, он должен руководствоваться ст. 325 УПК. Если же конкуренции норм нет, прокурор обязан руководствоваться соответствующими нормами Закона о прокуратуре.

Закон о прокуратуре определяет не только полномочия прокурора в различных направлениях надзора, но и определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, социальную защиту прокуроров и т.д.

Закон о прокуратуре состоит из 7 разделов, включающих 54 статьи. В первом разделе (ст. 1-10) “Общие положения” определяется статус органов прокуратуры в государственной системе, содержание основной функции органов прокуратуры, состоящей в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, определяются цели деятельности прокуратуры и ее основные направления.

В качестве целей прокурорской деятельности Закон определил: а) обеспечение верховенства закона; б) единство законности; в) обеспечение укрепления законности; г) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; д) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения поставленных целей Закон определяет основные направления деятельности:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, госкомитетами, службами и соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Для достижения указанных целей прокуроры участвуют в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)