Правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности

1. Контрабанда (ст. 188 УК)

2. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК)

3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК)

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК)

1. Контрабанда (ст. 188 УК)

Предмет правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 188, – товары или другие предметы в крупном размере (на сумму, превышающую 250 тыс. руб.).

Предметом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 188, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам, а также другие не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу РФ (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» <1> предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу. Поэтому в случае отсутствия таких цен – из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения правонарушения. При отсутствии сведений о стоимости товара его цена может устанавливаться на основании заключения экспертов.
Объективная сторона выражается в перемещении через таможенную границу РФ указанных товаров или предметов. Перевоз через таможню означает:

  • ввоз на таможенную территорию;
  • вывоз с таможенной территории;
  • пересылка почтой;
  • использование трубопроводного транспорта;
  • использование линий электропередач.

Место совершения правонарушения – таможенная граница, то есть пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ, а также включает в себя пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории РФ.
По ст. 188 наказуемо перемещение товаров или иных предметов, совершенное:

  • помимо или с их сокрытием от таможенного контроля;
  • с обманным использованием любых документов или средств таможенной идентификации;
  • (сопряженное) с декларированием или недостоверным декларированием.

Состав правонарушения считается формальный.
Субъективная сторона будет считаться прямым умыслом.
Субъект – общий.
Предмет правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 188, – специальный:

  • наркотические средства;
  • психотропные веществ и их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества;
  • радиационные источники;
  • ядерные материалы;
  • огнестрельное оружие;
  • взрывные устройства;
  • боевые припасы;
  • оружие массового поражения;
  • средства доставки оружия массового поражения;
  • иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки;
  • иное вооружение и иная военная техника, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ;
  • стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установленные специальные правила того перемещения уже через таможенную границу РФ.

Под стратегически важными сырьевыми товарами понимаются товары, ввоз (вывоз) которых на территорию РФ регулируется государством в соответствии с перечнями, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, под назначение которых подходят движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из РФ.

Поскольку для отнесения предметов контрабанды к наркотическим средствам, психотропным веществам, их аналогам, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим, взрывчатым, радиоактивным веществам, а также для определения вида указанных средств и веществ требуются специальные познания, суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями.
Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением, требуются специальные познания, то по делу также необходимо проведение экспертизы.
Признаками особо квалифицированного состава (ч. 3 ст. 188) не считаются.
Во-первых, контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Во-вторых, контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Соответственно к названным выше должностным лицам относятся должностные лица, в частности, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля. Они могут осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды. Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и другие граждане, выполняющие или управленческие все функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, при отсутствии квалифицирующих признаков подлежат ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 188.
Совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль. Их цель принудить его, а также не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, образует второй особо квалифицирующий признак. Однако если надругательство выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, значит в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 и соответствующими статьями гл. 16 УК о правонарушениях против жизни и здоровья.
Контрабанда, совершенная организованной группой, создаёт еще один особо квалифицированный состав (ч. 4 ст. 188). Причем так квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или другие предметы контрабанды через таможенную границу РФ (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию РФ. Ввиду этого они способствовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, предоставленные при таможенном оформлении товаров, также выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

2. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК)

Предметом любого правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 189, являются заведомо могущие быть использованными при создании вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль:

  • сырье;
  • материалы;
  • оборудование;
  • технологии;
  • научно-техническая информация.

Наказуемы также заведомо могущие быть использованными при создании вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль:

  • незаконное выполнении работ;
  • незаконное оказание услуг.

Объективная сторона любого правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 189, включает нижеуказанные деяния в отношении предмета правонарушения, соответствующих работ и услуг:

  • незаконный экспорт иностранной организации или ее представителю;
  • незаконная передача иностранной организации или ее представителю.

Преступление имеет формальный состав.
Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект – специальный: лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Под личностью, наделенной правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, рассматриваются:

  • руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории РФ;
  • физическое лицо, имеющее неизменяемое место жительства на русской земле и зарегистрированное на территории России в качестве частного предпринимателя (примечание к ст. 189).

Ответственность по ч. 1 ст. 189 наступает при отсутствии признаков противозаконным провозом через границу (ст. 188 УК) и неверности государству (ст. 275 УК).
Совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, компанией лиц по предварительному сговору образует квалифицированный состав (ч. 2 ст. 189).
В отличие от преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 189, предмет правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 189, а также соответствующие работы и услуги заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, в отношении которых установлен экспортный контроль.
Признаком имеющегося особо квалифицированного состава правонарушения является также совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 189, организованной командой.

3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК)

Предметом правонарушения признаются вывезенные за пределы России предметы:

  • художественные;
  • исторические;
  • археологические достояния народов РФ и других стран.

Объективную сторону правонарушения составляет невозвращение в установленный срок на территорию РФ указанных предметов, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
Преступление имеет формальный состав.
Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект – общий.

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК)

Предмет правонарушения – деньги в другой валюте, подлежащие в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.
Объективная сторона состоит в невозвращении в крупном размере (на сумму, превышающую 5 млн. руб.) из другой страны указанных средств.
Субъективная сторона правонарушения – прямой умысел.
Субъект – специальный: руководитель организации.

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК)

Предмет правонарушения – таможенные оплаты, которые брались в организации или у физического лица.
Объективную сторону правонарушения создают не оплаченные таможенные платежи, огромных размеров.
Согласно примечанию к ст. 194, крупным размером признается сумма уплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб.
Преступление имеет формальный состав.
Субъективная сторона – прямой умысел.
Субъект – специальный: лицо, обязанное уплатить таможенные платежи.
Признаком квалифицированного состава правонарушения (ч. 2 ст. 194) считается уклонение, сделанное:

  •  группой лиц по предварительному сговору;
  • в особо крупном размере.

Отказ от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма уплаченных квитанций превышает 1 млн. 500 тыс. руб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)