Право франков Салическая правда

Право франков – право раннего возраста народа. Отсюда его неразвитость, сохранение в нем пережитков первобытнообщинных отношений, преобладание обычного права. Довольно рано возникают первые записи норм обычного права – так называемые варварские правды. Наиболее заметной среди них была запись норм обычного права салических франков – Салическая правда, относящаяся к началу VI в. В Салической правде наиболее ярко представлен ряд основных черт раннего состояния права. Она, может быть, лишь в несколько ином виде повторяет то, что было в далеком прошлом других народов. Так, в Салической правде мы не найдем определенной системы расположения правовых норм, ее титулы (статьи) имеют по большей части казуальный характер, в них заметно значительное влияние правового формализма и символизма (титулы «О горсти земли», «О желающем отказаться от родства» и др.). В Салической правде, пожалуй, более полно, чем в каком-либо другом правовом памятнике, представлены казуальность норм, правовой формализм, а также экзотичность, причудливость раннего права.

  • Пример казуальности норм: «Если кто оторвет большой палец на руке или ноге, присуждается к уплате 50 сол. (солидов). Если же этот изувеченный палец будет висеть на прежнем месте… 30 сол. Если же кто оторвет второй палец, именно тот, которым натягивают лук… 35 сол.

Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате 3 сол. Если кто украдет годовалую свинью… 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. Если же кто украдет трех и более свиней… 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков. Если же кто украдет 25 свиней… если же кто украдет молочного теленка… если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное…» и т. д.

Пример формализма и экзотичности права – титул «О горсти земли»: «Если кто лишил жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников… и потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником… потом в одной рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке он должен прыгнуть через плетень…».

В основном Салическая правда устанавливает санкции за различные правонарушения и правила рассмотрения дел в суде. Среди норм, относящихся к гражданскому праву, заслуживают внимания те, которые регулируют право собственности на землю. По Салической правде леса, луга, а также пахотные земли считались общей собственностью. Каждая семья обрабатывала свой участок земли. Но эта земля еще не стала собственностью семьи – если в семье не оставалось наследника мужского пола, земля возвращалась общине. Поселение пришельца на земле общины допускалось только с единодушного согласия общинников (или по давности, если в течение 12 месяцев никто из общинников не возражал).

Из уголовного права франков постепенно исчезают пережитки первобытнообщинного строя. В Салической правде, например, обычай кровной мести и талион заменяются системой композиций – материальной компенсацией, искуплением вреда и штрафом (весьма значительным по размерам) в пользу потерпевшего (или его родственников) и государства – одна треть всей суммы.

Природа композиции определялась тем, что во времена Салической правды еще не сложилось представление о публичном характере преступления, о том, что преступление – общественно опасное деяние. Однако в отчислении части суммы, взыскиваемой по системе композиций в пользу государства (штрафа), мы наблюдаем становление наказания, что делало первый шаг к выделению уголовного права в самостоятельную отрасль права. Система композиций получает в Салической правде детализированную разработку и становится упрощенным видом наказаний. Только при неуплате композиции за убийство свободного (вергельда) допускались кровная месть или наказание через суд.

Как пережиток родовых отношений сохранялось, однако, правило, по которому в случае, если виновный был не в состоянии выплатить вергельд, он мог обратиться за помощью к сородичам («О горсти земли»). Но последние заранее могли разорвать родовые связи (и тем самым освободиться от ответственности за сородича и от обязанности оказывать ему помощь), публично совершив установленный обряд («О желающем отказаться от родства»), что свидетельствовало о постепенном распаде родовых отношений.

О появлении сословного расслоения во франкском обществе говорит и зависимость тяжести наказания не только от вида правонарушения, но и от общественного положения виновного и потерпевшего. Так, если за убийство свободного франка полагалось уплатить вергельд в 200 солидов, то убийство должностных лиц королевской администрации – графа или барона – влекло уплату тройного вергельда (600 солидов). В то же время за убийство свободного или полусвободного римлянина уплачивалось только 100 солидов. Убийство раба влекло для виновного лишь обязанность возместить хозяину раба нанесенный ущерб в 35 солидов.

В Салической правде дан перечень различного рода преступлений, за которые устанавливается уплата точно определенных денежных сумм.

При краже штрафы в Салической правде дифференцировались в зависимости от стоимости украденного, от характера преступления (кражи со взломом или с подделкой ключей карались большим штрафом), от общественного положения преступника. Наказаниями для рабов, кроме того, были палочные удары и смертная казнь.

Судебный процесс по Салической правде был по преимуществу состязательным. Данная форма процесса встречалась на ранних ступенях развития государства и права, например, в странах Древнего Востока. Она получает широкое распространение и в раннефеодальный период. Существование состязательного процесса объясняется слабым развитием государственных, в частности судебных органов. Соответственно процесс возникал по инициативе потерпевшего, он же обязан был собрать и представить суду доказательства, потерпевший вызывал ответчика в суд.

Здесь ответчик и истец обладали равными процессуальными правами и обязанностями. Стороны лично вели процесс, а суд лишь наблюдал за состязанием сторон и выносил решение по делу. Даже наказание для ответчика и истца (в случае проигрыша дела) было одинаковым. Истец подвергался тому наказанию, которое грозило ответчику в случае недоказанности его вины. Другими чертами данной формы процесса, связанными с ее неразвитостью, были строгий формализм процесса и отсутствие различий в гражданском и уголовном судопроизводстве. Рассматривались дела публично.

Доказательствами считались не только показания свидетелей, но и выступления соприсяжников. Соприсяжниками (их могло быть 6, 12 и больше) называли не свидетелей, а людей, удостоверявших «добрую славу» обвиняемого. Соприсяжники в торжественной форме клялись перед судом, что обвиняемый в силу присущих ему качеств не мог совершить данного преступления. Малейшее отступление от установленной формулы клятвы влекло для обвиняемого проигрыш дела.

В качестве судебных доказательств Салическая правда знала и ордалии водой и железом. В первом случае обвиняемый опускал руку в кипящую воду и произносил клятву. Если после этого к установленному сроку рука заживала, испытуемый признавался невиновным, в противном случае его осуждали. Сохранилось и описание ордалий с помощью раскаленного железа. Нарушение установленного ритуала ордалии влекло ее недействительность или проигрыш дела. Своеобразной формой ордалии был судебный поединок.

При всей ограниченности ордалий как средства доказывания нельзя все же не учитывать глубокой убежденности людей того времени в существовании божественной силы. Вера, внушение подчас заменяли недостающие доказательства, вели к изобличению виновного.

«Относительно ордалий мы предписываем, согласно велению божьему… чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалии железо или вода. И если [ордалия] будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный. И если обвинение простое, то рука, чтобы [взять] камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное – то до локтя. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви и по обеим сторонам [места] ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен. И пусть священник окропит их всех священной водой… Никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных углях до окончания литургии, тогда оно должно быть выложено на столбы. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию [железо], и так да приступит [к испытанию]. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 [шага] в каждой; на первый знак у столба [испытуемый] должен стать своей правой ногой; на второй – левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю. И [его] рука должна быть запечатана и на третий день будет обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение».

Ниже приводится описание судебного поединка по чешскому праву.

«Поединок допускался, если не было других доказательств между лицами, равными по социальному положению. Правом вызова на поединок обладали жены и дочери убитого [если не было родственников мужского пола]. Поединок откладывался, если ответчик находился в Пражском соборе или если его прикрывала своим платьем жена. До поединка стороны должны были произнести определенную словесную формулу, кто сбивался – проигрывал дело. Если ответчик заявлял, что он убил, обороняясь, то до поединка стороны проходили особое состязание. Стоя на коленях и держа в руке полу кафтана, они ударяли «полу об полу и оба должны стараться ударить прямо… чтобы ни один из них не промахнулся». Сделавший промах проигрывал дело. Чешское право регулировало прохождение и самого поединка. Лица из господствующего класса должны были сражаться в «кафтанах и нижнем платье с мечами и щитами». Крестьяне и горожане не имели права ношения меча, они должны были сражаться на дубинках. В ходе поединка сражающиеся трижды, каждый раз по часу, могли требовать отдыха. Наконец, победивший в поединке отрубал побежденному голову и об этом делалась запись в земской книге, чтобы никто не мог мстить за убитого».[49 – Хрестоматия памятников феодального государства и права / Под ред. В. М. Карецкого. М., 1961. С. 91.]

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)