Практическое применение различных информационных технологий в системе социальной защиты инвалидов

В системе социальной защиты инвалидов функционирует большое количество различных информационных технологий, позволяющих формировать статистику по проблеме инвалидности, обрабатывать обширные массивы данных, строить и наглядно изображать различные графики, диаграммы, схемы и прочие методы представления информации.

Существуют информационные технологии справочного характера, позволяющие оперативно работать с различными объемными теоретическими материалами.

Очень удобны в эксплуатации компьютерные средства для проведения и обработки эмпирических данных социологических исследований, для формирования выборок по любым основаниям.

Компьютерные технологии также активно применяются сейчас для непосредственной социальной защиты и реабилитации инвалидов в муниципальных управлениях социальной защиты населения, в центрах социального обслуживания и прочих органах и учреждениях социальной направленности.

Еще один вид информационных технологий — это различные психологические тесты и тесты определения уровня интеллекта.

Имеются многоуровневые обучающие средства; системы, применяемые для профессионального трудоустройства инвалидов; программы, позволяющие классифицировать медицинские диагнозы инвалидов и составлять индивидуальные планы реабилитации инвалидов.

Информационные системы общего назначения

Вначале целесообразно представить информационную систему справочного юридического характера, которая в настоящее время используется для консультирования инвалидов по различным вопросам предоставления инвалидам полагающихся им льгот, управления системой социальной защиты инвалидов на федеральном и региональном уровнях, а также теоретического обоснования всей системы социальной защиты инвалидов, функционирующей в Российской Федерации.

Данная информационная система носит название «ГАРАНТ» и представляет собой пакет программ и базы правовых документов, хранящихся в определенном порядке.

Банк правовых документов «ГАРАНТ» содержит федеральные законы, указы, постановления, распоряжения министерств и ведомств, положения, временные рекомендации, письма и разъяснения. Все документы определенным образом классифицированы. В информационной системе представлены следующие разделы:

  1. Основы государственно-правового устройства.
  2. Общие вопросы гражданских правоотношений.
  3. Собственность, приватизация и акционирование.
  4. Предприятия и предпринимательство.
  5. Налоговая система.
  6. Внешнеэкономическая деятельность.
  7. Банковская деятельность.
  8. Валютное регулирование и валютный контроль.
  9. Страховая деятельность.
  10. Ценные бумаги и инвестиционные институты.
  11. Арендные отношения.
  12. Вопросы земельной реформы и агропромышленный комплекс.
  13. Недропользование и природопользование.
  14. Бухгалтерский учет на предприятиях.
  15. Экономические и гражданские споры.
  16. Вопросы авторского права.
  17. Трудовые отношения.
  18. Пенсии, компенсации и социальная защита. Перечисленные выше разделы представляют собой главное меню системы, так как обращение к документам через классификатор является основным методом доступа к банку данных. Классификатор имеет иерархическую структуру, разделы которого включают тематические подразделы. Так, например, раздел «Пенсии, компенсации и социальная защита» содержит следующие подразделы:
  19. государственное социальное страхование и социальная защита;
  20. компенсации и социальные выплаты семьям с детьми;
  21. компенсации и социальные выплаты малоимущим слоям населения;
  22. социальная поддержка безработных граждан;
  23. компенсации гражданам, пострадавшим от воздействия радиации;
  24. социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев;
  25. социальные гарантии, проживающим в районах Крайнего Севера;
  26. пенсионное законодательство;
  27. пенсии, компенсации военнослужащим и их семьям;
  28. ритуальное пособие;
  29. акты, утратившие силу.

Банк данных, как видно из приведенного подменю, содержит два вида правовых документов:

— действующие указы, законы, постановления и временные рекомендации;

— утратившие силу документы.

Доступ к документам возможен за счет выбора раздела и подраздела классификатора, представляющего собой меню системы. При этом можно ознакомиться с названием документа, датой его принятия и номером, обратиться к содержанию документа.

При желании документ может быть распечатан и использоваться для дальнейшей работы на практике. Помимо доступа к документам через классификатор возможен доступ к ним по ключевым понятиям с использованием словаря, сформированного в системе.

Словарь включает основные термины, отражающие содержание документов. Просмотр терминов на левой панели экрана сопровождается вызовом подсловарей на правой панели, что позволяет уточнить содержание требуемых документов.

Использование словаря не только убыстряет доступ к документам, избавляя от набора на клавиатуре ключевых слов, но и исключает возможность появления ошибок при задании ключевых слов.

В словарь включены различные термины, среди них: «администрация», «беженцы и переселенцы», «безработные», «пенсии», «пенсии по возрасту», «пенсии по инвалидности» и т.д. Так, выбор термина «Инвалиды», в свою очередь, обращает к подсловарю:

— внеочередное обслуживание;

— заключение ВТЭК об условиях труда;

— компенсация расходов на личный транспорт;

— льготы инвалидам ВОВ и т.д.

Можно привести также пример использования подсловаря для термина «Пенсии. Повышение», так как данный подраздел необходим при работе с инвалидами:

  1. индексация пенсий;
  2. отмена ограничения максимального размера;
  3. перерасчет пенсии;
  4. перерасчет пенсии после 1 февраля 1994 г.;
  5. повышение коэффициента «осовременивания»;
  6. повышение максимального размера;
  7. повышение минимального размера;
  8. повышение пенсии;
  9. повышение пенсии реабилитированным гражданам;
  10. увеличение заработка;
  11. увеличение заработка при назначении пенсии;
  12. увеличение ранее назначенных пенсий.

Система «ГАРАНТ» допускает выбор документов в хронологическом порядке по году и месяцу их издания. Важная особенность системы — наличие ссылок от документа к документу, что позволяет анализировать связанные по смыслу документы.

Обратившись к документу, можно получить справку о нем — дату принятия и место первой публикации. Как правило, основная база правовых документов содержит законодательные акты государственного значения. В регионах страны действуют акты местного значения.

Система допускает создание пользователем собственной базы документов. Кроме того, в системе «ГАРАНТ» представлены другие средства, а именно для создания текстовых документов с правом включения в них фрагментов правовых документов из банка и различные сервисные услуги.

Система предоставляет пользователю возможность создания нового текстового документа с правом включения в него любых фрагментов из правовых актов, представленных в банке.

Таковы основные функциональные возможности информационной системы «ГАРАНТ», используемой в деятельности Комитета социальной защиты населения Москвы, в муниципальных управлениях социальной защиты населения, в центрах социального обслуживания, в других органах и учреждениях социальной защиты инвалидов, а также в организациях, министерствах и ведомствах, осуществляющих юридическое обоснование деятельности различных управленческих структур.

Следующей информационной системой, применяемой в сфере социальной защиты инвалидов, является система обработки социологической информации «СОЦИУМ», которая позволяет проводить анкетирование среди различных слоев населения (в том числе среди инвалидов) и оперативно обрабатывать полученные эмпирические данные.

Система «СОЦИУМ» представляет собой пакет программ для формирования анкет, их обработки и выдачи результатов в удобной для пользователя форме. «СОЦИУМ» помогает создавать и обрабатывать до 64 000 документов (анкет) с практически неограниченным количеством признаков.

Пакет программ «СОЦИУМ» состоит из двух частей: собственно системы обработки анкет и обучающего курса «Азбука социологии», который используется при обучении по специальности «Социология». «СОЦИУМ» позволяет:

— определять структуру документов (анкет) из признаков разных типов — количественных, качественных, текстовых и других;

— создавать на магнитном диске архив типичных фрагментов структур для формирования новых документов (анкет);

— вводить в память ЭВМ данные, редактировать и накапливать их на магнитном диске;

— добавлять к определенной ранее структуре новые признаки;

— задавать условия поиска и обработки данных;

— осуществлять поиск данных по заданным условиям;

— производить статистическую обработку данных;

— производить кластерный и факторный анализ признаков;

— получать результаты в виде таблиц и диаграмм в текстовом и графическом виде, удобном для подготовки отчетов;

— сохранять результаты на магнитном диске. Статистическая обработка данных включает в себя определение средних значений данных, их стандартных отклонений, коэффициентов вариации, коэффициентов линейной корреляции, одномерных и двумерных распределений качественных признаков, а также коэффициентов связи номинальных и порядковых признаков.

Система «СОЦИУМ» может работать в следующих режимах:

— режим «Анкета», где задается структура анкеты — количество и характер признаков, их имена и длины, число вариантов значений;

— режим «Данные», позволяющий осуществлять ввод результатов анкетирования;

— режим «Поиск», в котором происходит выбор данных по заданному условию;

— режим «Обработка», предусматривающий одномерный, двумерный и многомерный анализ данных.

Также система «СОЦИУМ» позволяет осуществлять печать анкет и данных, полученных в результате исследования.

Таковы основные функциональные возможности информационной системы «СОЦИУМ», используемой в деятельности различных органов и учреждений социальной защиты инвалидов для выяснения насущных нужд, потребностей и проблем инвалидов, их отношения к проводимой социальной политике, для обоснования и планирования различных мероприятий по социальной защите и реабилитации инвалидов.

Следующей прикладной программой, о которой пойдет речь, является система статистической обработки информации «СТАТГРАФИКС».

Она применяется для формирования и обработки государственной статистики по проблемам инвалидности и инвалидов на федеральном и региональном уровнях, для обоснования выбора приоритетных направлений в социальной политике в отношении инвалидов и планирования различных мероприятий по социальной адаптации и реабилитации инвалидов.

Пакеты прикладных программ статистической обработки информации открывают для пользователя новые возможности статистического анализа на персональных компьютерах.

Особенно эффективно применение статистических пакетов прикладных программ для выполнения анализа результатов исследований сложных вероятностных систем, к которым в социологии следует отнести отдельные социальные группы или коллективы испытуемых, например, социальную группу инвалидов.

Система « СТАТГРАФИКС » функционирует при воздействии на нее множества входных параметров. Состояние системы характеризуется множеством выходных параметров, которые так же, как и исходные параметры, представляют собой случайные величины, следующие нормальному или иному закону распределения с соответствующими числовыми характеристиками.

«СТАТГРАФИКС» является наиболее полной интегрированной статистической и графической системой, сочетающей в себе диапазон аналитических средств, высокую математическую точность расчетов и превосходную графику.

«СТАТГРАФИКС» предоставляет широкие возможности статистического описания переменных, а также применения различных методов многомерного анализа. Отбор входных и выходных параметров из числа наблюдений выполняется при планировании экспериментов исходя из их целей и задач.

«СТАТГРАФИКС» используется для обработки данных различных социологических исследований по проблемам инвалидности и инвалидов и позволяет графически представить результаты исследований, осуществляет высокоточный математический подсчет заложенных данных.

Эта система применяется только в органах социальной защиты инвалидов федерального уровня и служит для подготовки к публикации результатов статистических исследований по проблемам инвалидности, для отбора и анализа данных по многочисленным основаниям.

Рассмотренные пакеты прикладных программ, используются при планировании мероприятий социальной защиты инвалидов, при формировании статистики по данной проблематике, при анализе эффективности практической социальной защиты инвалидов, при выборе приоритетных направлений в области социальной защиты данной наиболее незащищенной категории населения, для выяснения отношения инвалидов к чему-либо.

Указанные информационные технологии можно использовать не только в системе социальной защиты инвалидов, но и в других областях социальной защиты населения, в производственной и непроизводственной сферах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)