Потребительские свойства одежных товаров

Потребности в одежде представляют собой широкий спектр запросов, определяемых статусом, материальным положением, эстетическим вкусом и возрастом потребителя, а также природно-климатическими условиями. Возможности современного производства позволяют удовлетворять эти запросы благодаря большому разнообразию исходных материалов, способов изготовления, видов отделки, комплектности, трансформируемости и взаимозаменяемости одежных товаров.

Потребительские свойства швейных товаров оцениваются по показателям функциональных, эргономических, эстетических свойств, а также свойств надежности.

Функциональные свойства проявляются в соответствии одежных товаров выполняемой функции. По функциональному назначению одежду подразделяют на бытовую, спортивную, специальную, ведомственную и национальную. Показателями функциональных свойств являются совершенство выполнения основной функции, универсальность, выполнение вспомогательных функций.

Эргономические свойства характеризуют способность одежных товаров обеспечивать оптимально удобные для жизнедеятельности и работоспособности человека условия. С этой целью дизайнеры учитывают антропометрические, физиологические, психологические и гигиенические особенности человека, свойства исходных материалов и среду функционирования одежды. Выполнение одеждой эргономических функций в соответствии с предъявляемыми требованиями, зависит от модели и конструкции изделия, видов применяемых основных и специальных отделок, свойств исходных материалов.

Антропометрические показатели регламентируют соответствие одежды размерным признакам и особенностям человеческой фигуры с учетом особенностей мужского и женского тела, а также возраста потребителя. Рациональная форма и конструкция швейных товаров позволяет человеку свободно двигаться, легко надевать, закреплять, снимать, чистить и ремонтировать одежду, не создает проблем с функционированием организма (кровообращение и дыхание). Определение антропометрических параметров человеческой фигуры производится на основании ГОСТ 17521–72 “Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды” и ГОСТ 17522–72 “Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды”.

Физиологические показатели характеризуют те эргономические требования, которые определяют соответствие одежды силовым, скоростным и энергетическим особенностям человека. Поэтому большое значение имеют такие характеристики одежды, как масса, жесткость и характер взаимодействия между слоями комплекта (скольжение, трение). Одним из направлений, позволяющих уменьшить массу одежды, является использование современных тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, искусственных меха и кожи. Особенно актуальна эта проблема при изготовлении зимних видов одежды, снижение массы которых не должно негативно сказываться на теплозащитности.

Гигиенические показатели нормируются условиями жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с одежными товарами и предполагают создание нормальных условий пододежного микроклимата и ограничение воздействия вредных факторов внешней среды. Микроклимат пододежного пространства влияет на самочувствие человека более значительно, чем условия окружающей среды. Известно, что оптимальными параметрами для комфортного микроклимата являются температура 18–25 °C; относительная влажность воздуха – 40–60 %, содержание углекислоты – 0,04–0,05 %. Превышение допустимых пределов может угрожать жизни и здоровью человека, снижать его работоспособность. Так, увеличение концентрации углекислоты более чем на 0,01 % приводит к обмороку.

К гигиеническим показателям относятся гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, теплопроводность и теплозащитность, электризуемость, безопасность и т. д.

Первостепенность каждого из перечисленных показателей определяется функциональным назначением одежды. Для нательного белья и спортивной одежды важным показателем является гигроскопичность – способность материалов поглощать выделяемую организмом влагу в парообразном и жидком состоянии и отдавать во внешнее пространство. Для зимней одежды первостепенное значение имеет показатель теплозащитности исходных материалов, высокие значения которого позволяют предохранять организм человека от переохлаждения, а в летней одежде – показатель теплопроводности, высокие значения которого способствуют защите человека от перегрева.

Электризуемость характеризует способность материалов накапливать заряды статического электричества и проявляется в неприятных ощущениях у потребителя от электрических зарядов и “прилипания” одежды к телу. Одежные материалы из природных волокон, имеющих высокие показатели гигроскопичности, не электризуются. Использование материалов из химических волокон увеличивает показатель электризуемости. Уменьшение или предотвращение электризуемости возможно путем увеличения влажности материалов за счет применения гидрофильных волокон и объемных нитей, удерживающих влагу, а также антистатических поверхностно-активных веществ в виде аэрозольных средств или ополаскивателей.

Безвредность современной одежды является важным показателем, так как применение фальсифицированного текстильного сырья и отделочных материалов в производстве одежды может нанести вред организму человека в виде интоксикации и аллергических проявлений. Поэтому в число показателей, подтверждаемых при сертификации одежных товаров, включены показатели: “Массовая доля химических волокон (для детского ассортимента)” и “Содержание свободного формальдегида”.

Психологические свойства характеризуют соответствие одежды психике человека, т. е. его закрепленным и вновь формируемым навыкам, возможностям восприятия, памяти, мышления человека. Проявляются эти свойства в цветовом оформлении, конструкции и стилевом решении одежды, что позволяет создавать комфортные условия для человека. Многочисленные эксперименты показали, что цвет в зависимости от спектрального состава и уровня его интенсивности влияет не только на зрительный аппарат, но и на деятельность сердечнососудистой, эндокринной, центральной и периферической нервных систем, на органы чувств. Так, красный цвет способствует повышению внутриглазного давления, зеленый же, наоборот, его снижает; синий цвет благотворно влияет на человека при невралгических заболеваниях; желтый цвет активизирует интеллектуальное развитие. Особенно велика роль цвета для достижения образности формы изделия: позволяет придать статичность или динамичность, тяжеловесность или легкость изделию и т. п.

Эстетические свойства (от греч. aesthetes – чувствующий) оцениваются с помощью органов чувств (зрения, осязания, слуха, обоняния) по следующим показателям: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.

Информационная выразительность одежды проявляется в ее способности отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Она определяется по таким показателям, как стилевое соответствие, оригинальность, а также соответствие моде. О стилевом соответствии изделия судят по тому, насколько товар по внешнему виду отвечает требованиям и особенностям определенного стиля. Напомним, что стиль – это устойчивая в течение продолжительного времени система дизайнерских принципов, приемов и средств. В одежде различают классический, спортивный, романтический, ковбойский, цыганский и другие стили. С

егодня наряду с понятием “индивидуальный стиль” популярным является понятие “имидж”. Если “стиль” – это внутреннее “я”, то “имидж” – определенная роль, выбранная и поддерживаемая человеком. В отличие от стиля и имиджа мода представляет собой временное господство определенных вкусов, идеалов, приемов и средств выражения сущности предметов. Основной причиной изменения моды, как правило, становится стремление людей к обновлению. Различие стилей и модных направлений проявляется в форме, силуэте, фактуре и туше материалов, цветовом оформлении. Оригинальность позволяет отразить новизну, индивидуальность и эксклюзивность одежных товаров.

Рациональность формы характеризуется показателями:

  • функционально-конструктивная рациональность, которая выявляет соответствие формы одежды выполняемой функции, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам;
  • целесообразность отражает соответствие формы одежды требованиям удобства пользования;
  • правдивость выражения предполагает простоту и ясность понимания потребителем эстетического замысла дизайнера. Даже самая совершенная с точки зрения красоты форма одежды не сможет компенсировать неудобство ее использования, невыполнение основных функций и введение в заблуждение потребителя. Внешняя привлекательность формы товара должна правдиво отражать его технические возможности и предназначение. Целостность композиции одежды достигается путем согласования и объединения всех деталей и отделочных материалов единым замыслом и оформлением.

Средствами создания композиции являются пропорции, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, метр и ритм, цветовое оформление. Профессиональное использование средств композиции и принципов зрительных иллюзий в одежде позволяет создавать различные впечатления (устойчивости и напряженности, динамичности и статичности, простоты и сложности, спокойствия и веселья) и корректировать форму фигуры. С помощью вертикальных линий в конструкции и отделке одежды создается впечатление большей высоты, легкости, стройности фигуры. Горизонтальные линии в конструкции, рисунке и отделке придают одежным товарам солидность, устойчивость и позволяют иллюзорно уменьшить рост человека. Одежда темных цветов иллюзорно уменьшает полноту и нивелирует недостатки фигуры, а светлых цветов – наоборот.

Совершенство производственного исполнения одежды определяется по следующим показателям: качеству исходных материалов, технологии изготовления и отделки, четкости и правильности нанесения маркировочных данных и оформления сопроводительной документации, качеству применяемой упаковки. Высокое качество каждого из этих показателей позволяет характеризовать производственное исполнение одежды как высокое.

Эстетическая ценность одежды различного функционального назначения неодинакова. Для нарядной одежды красота является первостепенным критерием, а для повседневной – уступает практичности. Но в любом случае одежда должна быть привлекательной, удобной и функциональной.

Свойства надежности характеризуют способность одежды удовлетворять предъявляемые к ней требования во времени. Показателями надежности являются долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Долговечность одежды проявляется в сроке службы (календарной продолжительности), т. е. в сохранении работоспособности до полного разрушения. Причиной окончания срока службы одежды может стать физический или моральный износ. Физический износ наступает под воздействием механических и физико-химических воздействий, которым подвергается одежда в процессе эксплуатации (носки и ухода).

Для бельевых изделий – это стирка и глажение, для верхней одежды – истирание, многократный изгиб и растяжение, действие внешних факторов. Моральный износ является в наше время наиболее частой причиной уменьшения срока службы одежды. Основной причиной наступления морального износа является появление новых модных тенденций, когда физически одежда еще в состоянии выполнять свои функции, но уже не отвечает требованиям современной моды и достижениям научно-технического прогресса.

Ремонтопригодность одежды характеризует ее приспособленность к осуществлению ремонта и зависит от сложности конструкции, методов соединения и обработки деталей. Целесообразность осуществления ремонта определяется с учетом его трудоемкости.

Сохраняемость – это свойство одежды выполнять свои функции после хранения и транспортирования, несоблюдение правил проведения которых, может привести к деформации, загрязнениям и порче изделия. С целью предотвращения негативных последствий в ГОСТ 10581–91 “Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение” и ГОСТ 3897–87 “Изделия трикотажные.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение” указаны следующие принципы:

  • хранение осуществляется в сухих складских помещениях при температуре от +5 °C до +40 °C, относительной влажности 50–70 %. Изделия должны быть защищены от прямого попадания солнечных лучей и располагаться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов;
  • транспортирование должно осуществляться в крытых сухих и чистых транспортных средствах или контейнерах в подвешенном (только швейные товары) или сложенном виде, без упаковки либо упакованными в мешки или ящики из гофрированного картона.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)