Порядок возникновения, реорганизации и прекращения юридических лиц

Образование юридических лиц  (общие положения). В соответствии со ст. 27 ГК юридические лица образуются в порядке, установленном законом, а те общественные организации, порядок образования которых законодательством не установлен,- в порядке, предусмотренном их уставами (положениями).

Как уже отмечалось, одним из признаков юридического лица является законность их образования (законность цели создания и функционирования и соблюдения закона в процессе образования юридического лица).

В зависимости от особенностей, присущих отдельным видам юридических лиц, законодатель устанавливает определенные особенности порядка их образования.

В науке гражданского права принято различать следующие три основных порядка (способа образоааня юридического лица, к числу которых относятся: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает (создается) на основе распоряжения компетентного на то органа государства.

Таковым может быть орган как общего, так и отраслевого государственного управления. В распорядительном порядке возникают все государственные юридические лица (предприятия, объединения, учреждения, высшие учебные заведения и другие государственные организации).

Для данного способа образования юридического лица характерны три следующие стадии:

1) издание инициативного (распорядительного) акта компетентным органом государства;

2) организационная работа (подборка кадров, выделение средств и т. д.); 3) утверждение устава.

2 сентября 1982 г. Советом Министров СССР было утверждено Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации предприятий, объединений, организаций и учреждений (см.: СП СССР, 1982, № 25, ст. 130).

В соответствии с этим Положением изданию распорядительного акта компетентного органа об образовании юридического лица должна предшествовать координационная работа по предварительному рассмотрению, согласованию или получению разрешения со стороны определенного органа государственного управления.

Так, например, в соответствии с п. 1 указанного Положения создание предприятий, производственных, научно-производственных, строительно-монтажных и других аналогичных объединений (комбинатов), организаций и учреждений союзного подчинения производится министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР, которые принимают соответствующее решение после согласования этих вопросов с Советами Министров соответствующих союзных республик.

Не менее характерна в рассматриваемом плане процедура создания научно-исследовательских, проектных, конструкторских и технологических организаций.

В зависимости от их подчиненности их создание производится соответствующими ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик с разрешения Совета Министров СССР.

Ряд государственных юридических лиц в соответствии с п. 5 рассматриваемого Положения могут быть созданы лишь Советом Министров СССР.

В частности, создание не входящих в систему Министерства внешней торговли и систему Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям объединений и других организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, заповедников союзного значения, а также высших учебных заведений и киностудий независимо от их подчиненности, производится самим Советом Министров СССР.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)