Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о привлечении к административной ответственности (административные органы), рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных в гл. 25 АПК РФ и в гл. 30 КоАП РФ.

Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ указывает: “Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством”.

В отличие от КоАП РФ, ч. 1 ст. 207 АПК РФ конкретизирует, что привлечение такого лица к ответственности должно быть связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, в чем выражается сущность арбитражного суда как специализированного суда по рассмотрению экономических споров.

Несмотря на то что АПК РФ в отличие от КоАП РФ говорит не об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, а об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, фактически в арбитражном суде оспаривается административный акт под названием “постановление по делу об административном правонарушении”.

Такие постановления могут быть двух видов: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ). И тот и другой вид постановлений может быть оспорен в арбитражном суде.

Иные виды решений, принимаемые административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении (в том числе решения о возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче дела по подведомственности, об отложении рассмотрения дела, о продлении срока административного расследования), не могут составлять самостоятельный предмет судебного разбирательства и должны оспариваться только вместе с итоговым решением по делу.

Названные виды актов носят вспомогательный процессуальный, промежуточный характер и сами по себе ограничения прав участников предпринимательской деятельности не влекут.

Если дело об обжаловании решения административного органа о привлечении к административной ответственности неподведомственно арбитражному суду, то производство по делу подлежит прекращению, о чем суд выносит определение.

В данном случае неприменимы положения ч. 4 ст. 30.2 и ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, предусматривающие передачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по подведомственности.

Следует подчеркнуть, что § 2 гл. 25 АПК РФ определяет порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. В связи с этим содержащиеся в данной главе правила не распространяются на порядок рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб на решения арбитражного суда, принятые последним по результатам рассмотрения подведомственных ему дел о привлечении к административной ответственности.

Подсудность дел об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности установлена ч. 1 ст. 208 АПК РФ. В соответствии с данной статьей заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя. Если при решении вопроса о принятии заявления к производству установлена неподсудность дела данному арбитражному суду, то суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ возвращает заявление, о чем выносит определение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)