Понятие юридического лица в советском гражданском праве

Правовой институт юридического лица представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, определяющих специальную правосубъектность юридического лица, формы и порядок ее осуществления, полномочия органов, а также порядок возникновения, реорганизации и прекращения юридических лиц.

Среди норм данного института гражданского права должны быть прежде всего названы предписания, зафиксированные в ст. 11 (определение и дифференциация видов юридических лиц), в ст. 12 (правоспособность юридических лиц) и в ст. 13 (ответственность юридических лиц по своим обязательствам) Основ.

Здесь же следует указать и на ст. 23-40 ГК, в которых воспроизводятся и развиваются отмеченные выше положения Основ.

В этих статьях (равно как и в соответствующих статьях ГК Других союзных республик) содержатся положения о понятии и видах юридических лиц, их уставах, правоспособности, об образовании и прекращении юридических лиц, об органах, наименовании и ответственности данного вида субъектов гражданского права, а равно ряд иных предписаний.

Кроме норм этих общих (для всей отрасли) источников гражданского права должны быть также отмечены нормы, содержащиеся в ряде специальных нормативных актов.

Среди последних, в частности, назовем Положение о государственном   социалистическом   производственном предприятии, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. (СП СССР, 1965, № 19-20, ст. 115), Положение о производственном объединении (комбинате), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1974 г. (СП СССР, 1974, № 8, ст. 38) и др.

Указанные (как и целый ряд иных) нормативные акты определяют правовое положение государственных организаций.

Что касается правового положения негосударственных организаций (как-то: кооперативных, колхозных и иных общественных организаций), то оно закрепляется в довольно большой совокупности нормативных актов. К их числу относятся Примерный Устав колхоза (утвержденный совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. (СП СССР. 1969, № 26, ст. 150), Примерный устав рыболовецкого колхоза (утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1972 г.), Примерный устав жилищно-строительного кооператива, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1965 г. (СП РСФСР, 1965, № 23), Примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев (утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. (СП РСФСР, 1960, № 33, ст. 160) и ряд иных аналогичных по своей направленности актов.

Социальная необходимость  существования и функционирования правового института юридического лица определяется прежде всего экономическими факторами, а также факторами организационного порядка.

Как известно, в нашей экономике действует не только закон планомерного пропорционального развития народного хозяйства, но (наряду с иными) и закон стоимости, существует товарное производство, функционирует целая система товарно-денежных отношений.

Участниками этих социальных связей являются многочисленные государственные (предприятия, объединения, учреждения и др.) и негосударственные (колхозы, кооперативы, общественные организации) социальные образования.

За последние годы правовой институт юридического лица получил значительное развитие, что имеет не столько правовое, сколько прежде всего народнохозяйственное значение.

Управлять народным хозяйством в современных условиях развитого социалистического общества – это прежде всего научно организовать, направить действенность многочисленных предприятий промышленности и транспорта, сельского хозяйства и торговли, научно-исследовательских и проектных институтов и многих других учреждений и организаций. Действовать в этом деле <на глазок> нельзя.

Необходимо четкое распределение задач и функций, прав и обязанностей, установление мер стимулирования и мер ответственности применительно к каждому звену народного хозяйства.

Существенна в этом деле роль государственного планирования, показатели которого определяют конкретные объекты деятельности той или другой организации (вид и количество подлежащей выпуску продукции, объем перевозок, характер и число услуг и т. д.).

Годовые планы экономического и социального развития ставят задачи перед социалистическими организациями, которые в ходе выполнения плана вступают в широкий диапазон различных имущественных, финансовых, организационных и других социальных связей. Но как определить юридические границы деятельности организаций?

Если театральное предприятие начнет заниматься торговой деятельностью (или оказанием хозяйственных услуг <на сторону>), то вопрос о законности театральной коммерции не возникнет, поскольку такая деятельность явно не вписывается в специальную правосубъектность любого театра.

Не будет в равной мере аналогичного вопроса и в том случае, когда Плодовощторг станет выступать в роли поставщика лесопродукции или черных металлов (в арбитражной практике прошлых лет встречались подобные дела).

Однако хозяйственная жизнь, конечно, не сводится к такого рода полуанекдотическим негоциям, и требует четкого и недвусмысленного ответа на вопрос, не только что может, но и что должна и что не может делать та или другая организация в процессе осуществления своей производственной и иной хозяйственной деятельности.

Где же искать эти юридические границы? Ответ на этот вопрос дают нормы института юридического лица и вырабатываемые на их основе предписания уставов (положений) соответствующих юридических лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)