Понятие, виды и принципы правотворчества

Конкретные изменения государственного строя, правовой и экономической системы современной России приводят к основам становления демократического федеративного правового государства, признающего общечеловеческие ценности.

В условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации со всей остротой сегодня встает вопрос о новой роли закона, о необходимости новых подходов к процессу его создания и совершенствования. Без его решения нельзя обеспечить проведение политических, правовых, социальных, экономических и других реформ, приостановить рост правонарушений, успешно конструировать правовое государство.

В этой связи правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменения, отмену и дополнение. В любом государстве правотворчество обладает своими особенностями, везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения .

Нынешнее российское общество как цивилизованная система отношений между личностями передает право на осуществление регулирования своей организации и определение типов отношений внутри нее аппарату государства.

Такое регулирование производиться российским государством в разных формах, среди которых по значимости выделяются три основные:

  1. Регулирование посредством утверждения (принятия) определенных правил коллективного поведения (правотворчество).
  2. Регулирование посредством своевременной и надлежащей реализации утвержденных (принятых) правил поведения (правоприменение).
  3. Регулирование посредством организационно-материального обеспечения действия и охраны утвержденных (принятых) правил поведения (правоохрана).

Исходя из этого, можно утверждать, что деятельность органов государственной власти Российской Федерации (и любого другого государства мира) по созданию необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого общества правил поведения (юридических норм), или правотворческая деятельность, по своему смыслу и значению предшествует как правоприменительной, так и правоохранительной деятельности.

А это означает, что реальное регулирование государством взаимоотношений людей в обществе начинается именно и исключительно с начала процедур правотворчества, с момента создания в  определенном порядке тех социальных «правил игры» каждой отдельной личности в общественном пространстве, которые необходимы для рационального и безопасного существования и развития этой личности .

Правотворчество является составной частью более широкого процесса —  правообразования

Нельзя не согласиться с  точкой зрения Г. В. Назаренко, в соответствии с которой «правообразование — ​ это естественноисторичекий процесс формирования права, в  ходе которого происходят анализ и  оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и  концепций о  будущем правового регулирования, а  также разработка и  принятие нормативных предписаний» .

Аналогичной позиции придерживался и  В. С. Нерсесянц, который считал, что, «социальный процесс формирования позитивного права — ​это объективно складывающиеся и  субъективно выявляющиеся в жизни общества и государства взаимодействие, влияние разнообразных социальных факторов на формирование правовых норм; это процесс, несомненно, смыкается с завершающей стадией —  юридически оформленным процессом правотворчества государства как организованной деятельностью его правотворческих органов по созданию либо признанию и закреплению в юридически обязательной форме норм позитивного права» .

С ними соглашается и петербургский социолог права Ю. И. Гревцов, пологая, что «противопоставлять правообразование и  правотворчество не имеет смысла, т. к. правотворчество является частью правообразования, хотя их и следует различать» .

Схожа с Ю. И. Гревцовым и концепция Ю. В. Монаховой, которая утверждает, что «правотворчество тесно связано с  формированием права, но правообразование и правотворчество различаются между собой. Правообразование начинается с осознания передовыми членами общества необходимости правового регулирования тех или иных видов общественных отношений в  соответствии с  назревшими потребностями развития общества.

Интересно
Возникновение потребности в регулировании общественных отношений происходит объективно под воздействием ряда факторов: естественных, социальных, экономических, политических, идеологических и др., получивших в теории права название «правообразующие факторы».

В своей совокупности такие факторы выступают в  качестве предпосылок формирования права, право изначально формируется естественно-историческим путем, объективно, бездействия со стороны законодателя. Корни правообразования заложены в  самих общественных отношениях и в реальных потребностях воздействия на них правовыми способами.

Осознание этих потребностей и их всеобщего характера, формирование на этой основе правовой воли на регулирование соответствующих отношений, согласование интересов различных слоев населения, нахождение их баланса и т. д. — ​все это необходимые слагаемые правообразования, включая и  правотворчество.

Правообразование всегда требует должной оперативности, глубоких знаний реальной жизни и  возможностей права, уважения к  общечеловеческим ценностям и морально-этническим нормам, умения пользоваться средствами, способами, приемами и формами правового регулирования, владения правотворческой техникой и  т. д. Процесс же собственно правотворчества выступает как завершающая и конститутивная стадия правообразования как масштабного социального явления.

Однако значимость правотворчества также не должна умаляться, поскольку без практической правотворческой деятельности правообразование не смогло бы выразиться в нормы права, посредством которых регулируются наиболее важные общественные отношения. Данные нормы обеспечиваются государством и являются обязательной мерой правового поведения людей. Только в этой части правообразование приобретает целенаправленную завершенность, что требует обратить особое внимание на собственно правотворчество» .

Исследователь же полагает, что учитывая тесную взаимосвязь правообразования и правотворчества, а именно, то, что правообразование включает в  себя правотворчество, следует выделять в  современных условиях развития общества следующие главные этапы правообразования:

  • обнаружение юридического мотива, вызванного назревшими естественными, социально-экономическими и  иными потребностями (факторами) в  правовом урегулировании тех или иных видов общественных отношений;
  • формирование на этой основе различными общественными институтами гражданского общества согласованной роли, требующей возведения в нормативный, всеобщий ранг;
  • юридическое оформление компетентными субъектами (народом, государственными органами и органами местного самоуправления) согласованной воли в форме правовых норм в официальных юридических источниках;
  • официальное доведение принятого правотворческого решения до сведения адресатов.

Сфера правового регулирования выражает собой то социально пространство, которое подвержено принципиальному действию права: это одновременно как сфера возможного (потенциального) регулирования, так и  сфера необходимого регулирования; как сфера законодательного регулирования, так и  сфера правореализующего регулирования.

Границы нормативного правового воздействия на реально существующие общественные отношения могут быть рассмотрены с двух сторон: с точки зрения возможности такого воздействия и  с  точки зрения его необходимости и  целесообразности.

Верхний предел правового регулирования общественных отношений выступает пределом возможного, отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости средств правового воздействия, и регулируются иными, неправовыми по своему характеру формами (например, посредством влияния природных факторов, закономерностей общественного развития, уровня развития экономики, моральных императивов и др.).

Нижняя граница (необходимость правового вмешательства) определяется степенью важности для общества и государства тех или иных социальных отношений, причем данный предел выражен наименее устойчивым образом.

Правотворчество выступает как последний этап правообразования. Характеризуется в целом этот процесс, следует отметить, что, он прежде всего, являет собой способ перевода объективных законов общественного развития на язык правовых предписаний, облеченный в соответствующую юридическую форму 7.

Действительно, определяя правотворчество как социальное явление и одновременно как обладающее юридическими свойствами, нельзя ограничить его понимание лишь в виде процесса издания нормативных правовых актов. Правотворческая деятельность выражается в гораздо более значительном по объему круге процессов: в подготовке концепции и проекта нормативного правового акта, в выявлении потребностей в правовом регулировании тех или иных групп общественных отношений, в определении направления и характера самого регулирования.

Как совершенно верно подмечает в  этой связи В. Н. Кудрявцев, «обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, что уже оправдало себя не практике, сформировалось как оптимальная форма поведения» .

Следует иметь в виду, что существует целый ряд особых обстоятельств (факторов), оказывающих воздействие на процесс формирования права и находящихся вне рамок положений каждого отдельного закона.

При изучении явления правотворчества можно выявить присутствие на каждой его стадии особого источника, лежащего вне объективного права, выражающегося в форме совокупности факторов, которые, будучи внешними по отношению к правовой деятельности, ориентируют процесс правового регулирования, при этом не ограничивая деятельность законодателя определенными идеологическими рамками, придают ей научно обоснованный характер.

Интересно
На современном этапе развития общества понятие «правотворчество» призвано охватить более широкий круг явлений, включить в  себя все сложные процессы, предшествующие принципиальному решению о  подготовке проекта нормативного правового акта, выявить потребности в  правовом регулировании тех или иных видов общественных отношений, направление и характер такого регулирования.

Вообще же если посмотреть с  хронологической точки зрения на данную проблему, то в советский период, до начала перестроечных преобразований второй половины 80-х годов прошлого века, под правотворчеством в советской правовой науке обычно понималась, «форма государственного руководства обществом, завершающая процесс формирования права и  отражающая социальные факторы этого процесса в виде возведения воли классов, стоящих у власти, в общеобязательные правила — ​правовые нормы» .

Эта дефиниция всегда доминировала в  советской юридической науке, т. к. содержательные и формальные параметры правотворчества всегда определяются конкретными историческими условиями, сложившимися правовыми обычаями, характером тех или иных преобразований.

Так, А. С. Пиголкин, исследуя правотворчество как форму государственной деятельности, считал, что правотворчество — ​это деятельность государственных органов по планированию, созданию, совершенствованию законодательства. Автор обосновал четыре признака правотворчества как формы государственной деятельности.

Первый признак правотворчества — ​это деятельность государственных органов по созданию нормативных актов и совершенствованию законодательства. Второй признак правотворчества — ​деятельность государственных органов протекающая в плановом режиме. Третий признак правотворчества — ​это создание нормативных актов, что является результатом правотворческой деятельности. Четвертый признак правотворчества — ​это совершенствование законодательства путем внесения изменений и дополнений .

Из данного определения следует, что правотворчество направлено не только на создание правовой нормы, но и на создание права как системы. Другой известный советский теоретик права А. В. Мацкевич под правотворчеством понимал, «особую форму или вид деятельности государства, который состоит в установлении, изменении и отмене правовых норм» .

Особая форма рассматривается автором как деятельность государственных органов по созданию нормы права и возведению воли государства в закон. Другие авторы считали, что правотворчество — ​ это комплексный процесс, состоящий из операций, которые являются формами выражения абстрактной умственной деятельности человека и каждая из которых выполняется с использованием различных способов и методов, либо понимали правотворчество как объективную обусловленную, завершающую процесс формирования права государственную деятельность, в которой воля государства возводиться в закон .

Уральский теоретик права С. С. Алексеев считал, что, «правотворчество — ​это исходящие от государства или признаваемые в официальных документах способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения» 

Вместе с  этим, например Р. Лукич определял правотворчество как, «комплексный процесс, состоящий из операций, которые являются формами выражения абстрактной умственной деятельности человека, и каждая из которых выполняется с использованием различных способов и методов» .

В этом смысле правотворчество может быть истолковано в качестве юридически неформализованной деятельности человеческого разума, так как она определенным образом направлена на создание обладающих юридическим характером законов. Правда в юридической литературе имелась и иная точка зрения на правотворчество как форму государственной деятельности.

Так С. В. Поленина и  Е. В. Куманина рассматривают правотворчество с точки зрения социальных факторов и с точки зрения качества закона. Под социальными факторами правотворчества они понимают комплекс факторов, воздействующих на право в  процессе его создания и реализации, образующих систему факторов правового развития, общую для всех стадий.

К социальным факторам ученые относили следующие: экономические, политические, социальные, культурные, психологические, юридические и иные аспекты общественной жизни. Решающим фактором в формировании права является экономический аспект, который связан с политическим фактором. Качество закона понимается как создание на высоком профессиональном уровне норм права .

Начиная с 90-х годов прошлого столетия стали появляться новые различные точки зрения на определение сущности правотворчества. Часть исследователей под правотворчеством стали понимать «процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур» .

В этом определении выделяется несколько составляющих правотворчества:

  1. Познание, изучение и оценка явлений и процессов, нуждающихся в правовом регулировании.
  2. Определение органа или иного субъекта, наделенного правом принимать нормативный правовой акт.
  3. Выбор формы предлагаемого акта.
  4. Принятие, изменение или отмена его в рамках соответствующих процедур.

Приведенное определение наиболее точно и  полно отражает именно юридическое содержание данного творческого процесса, который, однако, не сводиться исключительно к механическим, строго формализованным действиям со стороны субъекта правотворчества.

Ведь факту принятия правотворческого решения часто предшествует большая и нередко длительная работа по выявлению и установлению действительной потребности в правовой регламентации соответствующей области общественных отношений на основе анализа тенденций и противоречий в их развитии, с учетом мнения всех носителей соответствующих интересов, характера и наиболее целесообразного направления этого регламентирования.

Уже упомянутый нами С. С. Алексеев развивая в  дальнейшем в 90-х годах прошлого века свои научные изыскания в области правотворчества предлагает сделать различие между юридическими категориями, такими как «формирование права», «правообразование и правотворчество» .

А. Б. Венгеров, же предлагает понимать «правотворчество как организационно оформленную, установленную процедурную деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признания сложившихся, действующих в  обществе правил поведения» .

Наряду с  этим, учитывая спектр особенностей создания правовых норм, их значение, сущность и цели, правотворчество характеризуют и как деятельность, заключающуюся в «создании (институировании и санкционировании) правовых норм, отражающих существующие тенденции развития личности, общества и  государства; деятельность, представляющую собой нахождение компромисса, возникающего в результате учета общего и особенного в интересах социальных субъектов; деятельность, направленную на формирование общественного, группового и  индивидуального правосознания с целью упорядочения и регламентации общественных отношений, объективно имеющих правовую природу» .

Интересно
По мнению профессора Р. А. Ромашова, «под правотворчеством следует считать рациональную целенаправленную деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществленную от имени государства компетентными органами и обеспечиваемую системой государственных гарантий и санкций» .

И. Н. Синякин справедливо утверждает, что в  понимании правотворчества сегодня обозначились два аспекта: «В  узком смысле под правотворчеством сегодня подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых актов компетентными органами. В широком смысле данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридических норм (подготовка, принятие, опубликование и т. д.)» .

Еще шире к данной проблеме подошел Н. И. Матузов, рассматривающий правотворчество как деятельность по принятию, изменению и  отмене юридических норм. Субъектами правотворчества, по его мнению, выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и  т. п.), наделенные соответствующими полномочиями, а  также народ при принятии законов на референдумах. Примечательно, что правотворчество рассматривается им как составная часть и завершающий этап правообразования .

Наличие различных точек зрения и  авторских мнений на правотворчество как форму государственной деятельности способствовало постановке вопроса об оптимизации правотворческой деятельности в современной России. Так А. И. Ильин под оптимизацией правотворческой деятельности понимает правотворческий процесс в  его этапах и  стадиях.

Этап заключается в том, что в обществе выявляются общественные отношения, требующие урегулировать их нормами права. Автор выделил два этапа правотворчества. Первый этап — ​предпроектный; второй — ​проектный. Стадия — ​это процесс, который состоит из ряда процедур.

Автор выделил девять стадий правотворческого процесса:

  1. Изучение, анализ общественных явлений и процессов, выявление потребности правовой регламентации.
  2. Определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида нормативных правовых актов.
  3. Принятие решения о  подготовке правового акта.
  4. Разработка концепции, идеи, анализа будущего акта.
  5. Подготовка проекта правового акта разработчиком, рабочей группой органов.
  6. Предварительное рассмотрение проекта акта.
  7. Общественное обсуждение проекта.
  8. Официальное рассмотрение проекта акта в  соответствующим органом с  соблюдением необходимых процедур.
  9. Принятие правового акта, его оформление, подписание, опубликование, вступление в законную силу .

Анализируя варианты различных понятийных характеристик правотворчества, следует отметить, что в  современный период обращается внимание на связанность правотворческой деятельности с формированием соответствующих источников права. Так, под правотворчеством понимают и вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (социальной группы, политических сил стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.

При анализе существующих в теории права воззрений на понятие правотворчества, следует также отметить противоречивость взглядов исследователей на проблему связанности правотворческой деятельности именно с деятельностью государства как публичной организации.

Так, например, отмечается, что правотворчество (правотворческую деятельность публичной власти) можно определить как имеющую особое значение, отдельную форму осуществления генеральной функции государства, выражающуюся в составлении, принятии и введении в действие законов, других нормативных актов, а также в санкционировании либо установлении в  качестве юридических норм правил поведения, содержащихся в  иных формах выражения объективного права .

Вместе с этим некоторые ученые указывают на то, что в отдельных случаях правотворчество не связано напрямую с государством и  реализуется обществом в целом либо отдельными крупными социальными институтами. Так, например, выделяется правотворческая деятельность, осуществляемая непосредственно народом путем принятия соответствующих актов на референдуме, правотворчество, реализуемое общественными объединениями и т.п .

В этом отношении, на наш взгляд, следует считать, что эта точка зрения не совсем верна, поскольку, во‑первых, акты, принятие на референдуме, разрабатываются и совершенствуются субъектами публичной власти до вынесения их на всенародное обсуждение, и сам референдум назначается и проводиться соответствующими органами государства и,  во‑вторых, нормы, создаваемые общественными организациями (а также иными разновидностями общественных объединений), являются по своему характеру больше корпоративными, чем правовыми.

Интересно
Истинное правотворчество и  многие производные от него компоненты получают возможность реально проявлять себя только при активном участии в этих процессах государства, его органов и должностных лиц. Таким образом, согласно традиционной точке зрения на правотворческую деятельность, она представляет собой деятельность государства, направленную прежде всего, на создание предписаний юридических норм. Некоторые исследователи формулируют понятие правотворчества исходя из концепции теории правового государства.

Например, Х. И. Кайтаева, которая считает, что «под правотворчеством следует понимать организацию деятельности и саму деятельность государственных и негосударственных субъектов по изданию нормативных правовых актов, соответствующих системообразующей идее демократического государства — ​обеспечению верховенства закона, выражающего волю народа и  соответствующую стандартам и требованиям, представляющим собой механизм реализации принципов обеспечения правового содержания закона (нормативного правового акта)» .

Таким образом, понятие правотворчества так же многогранно, как и понятие права. Всякая попытка рассмотрения права с новых методологических позиций, выявление новых аспектов формирования, возникновения и  действия права неизбежно ведет к  поиску новой трактовки понятия правотворчества. Мы же считаем, что в современной теории права существует несколько ключевых подходов к понятию правотворчества.

Первый из них условно можно назвать техническим, в том смысле, что понятие правотворчества в данном случае определяется не для более точного отражения сущности и содержания данного явления, а для других, более широких целей, например, в учебных целях, не выходящих за рамки юридической догматики; в научных исследованиях, посвященных функциям государственных органов, формам осуществления государственной власти и т. д.

Как правило, в этом случае правотворчество рассматривается в качестве процесса, деятельности, стадии правообразования, функции государственной органа или его должностных лиц, а целью правотворчества объявляется издание общеобязательных норм в форме официально принятых нормативных актов, содержащих обязательные правила. Перечисление других существенных признаков правотворчества варьируется в зависимости от поставленных задач.

Во втором случае наблюдается подход социальной сущности к определению правотворчества: он основан на понимании того, что правотворчество нельзя сводить к его деятельному аспекту. Сторонниками такой позиции избирается установка на выявление сущности правотворчества как объективно востребованного атрибута государственно-организационного общества. В рамках такого подхода определяющим признаком правотворчества становиться вся его социальная сущность.

Такие определения не ограничиваются описанием формальных внешних признаков правотворчества, а включают в себя и попытки определить содержательную сторону правотворчества, установить, что составляет главное в правотворчестве как социальном явлении, какова его природа. В этом случае мы имеем определения, построенные посредством указания на ближайший род понятий, к которому причисляется правотворчество, и  определяются его природообразующие признаки.

Оно определяется: как возведение в  закон воли (государства, класса, общества), как форма осуществления государственной власти, как процесс поиска социального компромисса. Третий подход к понятию правотворчества отождествляется с деятельностью по изданию нормативных правовых актов.

Во всех определениях можно обнаружить единство по следующим моментам:

  • правотворчество — ​это процесс;
  • целью этого процесса является установление общеобязательных правил для регулирования общественных отношений;
  • конечным результатом этого процесса являются нормативные правовые акты (формы), содержащие общеобязательные правила поведения.

Делая анализ по проблеме связанной с правотворчеством в юридической науке, необходимо учитывать, что российская правовая система является частью романно-германской правовой семьи, где заметным признаком этой семьи является отношение к норме права, где «жизнь» может всегда измеряется не рамками какой-то конкретно правовой ситуации, как например в семье общего права, а продолжительной длительной перспективой.

Издать такую норму, гарантировать ее существование под силу только самому государству, у которого здесь нет никаких конкурентов в деле правотворчества. В семье же общего права ведущее место в процессе правотворчества принадлежит прежде всего судебной практике. Таким образом, несмотря на то, что проблеме правотворческой деятельности было разработано и сформулировано достаточно много научных позиций, исследования по данному вопросу в юридической науке по прежнему активно продолжаются.

На основе научных разработок и устоявшихся на практике подходов, а также своего авторского видения этой проблемы мы считаем, что правотворчество представляет собой форму государственной профессиональной деятельности, направленную на формирование, принятие норм права (а также их изменение и отмену) уполномоченными субъектами с применением определенных методов, средств и способов в рамках соответствующих процедур с целью удовлетворения потребностей в урегулировании общественных отношений.

Правотворчество — ​это процесс, в котором всегда участвуют различные субъекты, действующие в соответствии с процедурой, установленной нормативно правовыми актами для каждого из них, или для каждого их вида. Разные исследователи предлагают дифференцировать правотворчество на различные виды.

Исследователь под «видами правотворчества» понимает официально признанные источниками права правовые способы, при помощи которых субъект правотворчества осуществляет свою деятельность.

Изучая вид правотворчества, следует прежде всего говорить о  нем как о  правотворчестве в  целом, поскольку любой вид правотворчества содержит в себе черты родового понятия «правотвор- чество». Кроме этого, вид правотворчества дополнительно включает в себя и особенности (новые признаки), на основе которых возможно деление правотворчества (выделение части объема).

Критерием для обособления понятия «виды правотворчества» является содержание особого признака, на основании которого возможно вычленение этого вида

В таком случае вид правотворчества — ​это часть правотворчества, которая содержит все черты родового понятия «правотворчество» и особенности, характеризующие только данную часть правотворчества.

Ю. А.  Тихомиров предлагает следующие критерии видов правотворчества:

  1. Субъект правотворчества, т. е. орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена конституционным или законодательным статусом. Именно данный субъект может выступить в  инициативной подготовке и принятии правового акта, либо реагировать на правотворческую инициативу других субъектов.
  2. Регламенты правотворчества различных государственных органов, которые регулируют процессы подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно фиксируются этапы, стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ними действий, субъекты — ​участники каждой стадии и их права, обязанности и взаимоотношения. Процедуры могут быть в виде регламентов палат Парламента, порядка или правил подготовки и принятия актов в органах исполнительной власти. Нередко они содержаться внутри статутных законов или положений, определяющих положение, задачи, функции и полномочия соответствующих органов.
  3. Правотворческие процессы, которые ориентированы на строго определенные виды правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от актов других органов .

Ю. В. Монахова же утверждает, что «удобнее и  целесообразнее делить «виды правотворчества по двум основаниям: по субъектам правотворчества и по юридической силе издаваемых субъектами нормативных правовых актов. При этом использование второго критерия помогает выстроить иерархию нормативных правовых актов. По первому основанию выделяются три вида правотворчества: правотворчество компетентных государственных органов, непосредственное правотворчество народа, санкционированное негосударственное правотворчество.

К  последнему виду правотворчества относится правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество (правотворчество предприятий, учреждений, организаций), правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). По юридической силе издаваемых государством нормативных правовых актов (по их значимости) автором предлагается подразделить правотворчество на законотворчество и  подзаконное правотворчество» .

По нашему мнению, критериями выделения видов правотворчества должны служить:

  • субъекты правотворчества, т. е. орган или сообщество, которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
  • процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
  • формы нормативных правовых актов (законы и подзаконные акты).

По названным основаниям можно выделить следующие виды правотворчества:

  1. Законотворчество.
  2. Подзаконное правотворчество.
  3. Правотворчество органов местного самоуправления.
  4. Непосредственное правотворчество граждан.
  5. Договорное правотворчество.
  6. Локальное правотворчество.

Проведем краткий анализ названных видов правотворчества:

  1. Законотворчество — ​это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются:
    а) принятие закона Российской Федерации;
    б) принятие федерального конституционного закона;
    в) принятие федерального закона;
    г) принятие закона субъекта Российской Федерации.
    Особенность законотворчества состоит в процедуре, которая разделяется на ряд стадий и  осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти.
  2. Подзаконное правотворчество, которое осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти. На уровне субъектов РФ также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Президент России на основе Конституции и  законов издает указы, причем они могут быть как нормативного, так и ненормативного (индивидуального, оперативного) характера . Правительство РФ правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению федерации. Правительство РФ по вопросам своей компетенции издает постановления . Министерства, государственные комитеты, ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Их полномочия в области издания нормативных актов определены законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Министерства как органы единоличного руководства издают приказы и инструкции, а государственные комитеты как коллегиальные органы — ​постановления. Нормативный характер носят, как правило, инструкции и постановления .
  3. Правотворчество органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», законами субъектов о  местном самоуправлении, уставами органов местного самоуправления . Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
  4. Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О  референдуме Российской Федерации», законами субъектов РФ о референдуме . На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы.
    Прямое правотворчество характеризуется рядом признаков:
    а) оно проводиться по инициативе групп граждан, населения;
    б) в  референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;
    в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;
    г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели — ​обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.
  5. Договорное правотворчество — ​это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида — ​согласование интересов сторон, добровольность. Федеральный закон «О  принципах и  порядке разграничения предметов ведения и  полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» дает определение соответствующего вида договора, его принципам, определяет его предмет и порядок заключения . Примером нормативного договора является Федеративный договор.
  6. Локальное правотворчество — ​это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т. п.

Наиболее распространенной формой правотворчества в  современной Российской Федерации является принятие нормативных актов органами государства и местного самоуправления.

Правом принятия законов обладает Государственная Дума, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также Президент РФ, Правительство России, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

Правотворчество как деятельность не осуществляется произвольно, а основывается и, таким образом, подчинена определенным принципам — ​основополагающим идеям, определяющим и выражающим его сущность, реализация которых обеспечивает качество и эффективность правотворчества.

Различные исследователи выделяют разные принципы правотворчества. Так, например, В. К. Бабаев выделяет четыре ключевые принципа:

  1. Народный характер правотворчества. Народный характер правотворчества проявляется в  том, что, во‑первых, законодательные органы состоят из народных депутатов, представляющих население; во‑вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативных правовых актах выражают интересы граждан.
  2. Демократизм. Этот принцип проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.
  3. Научный характер правотворчества и  его связь с  правоприменительной практикой. Правотворческие органы при разработке и издании юридических норм изучают социально-экономическую и  иную ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и  целесообразность юридического урегулирования общественного отношения. Только в  этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а поэтому эффективными.
  4. Законность правотворчества. Этот принцип выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятии и  опубликованию нормативно правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования правовых актов .

Отмечая наличие принципов демократизма, законности и научности правотворческой деятельности, В. Е. Семьянов указывает также на принцип исполнимости, под которым следует понимать «необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволяет закону или иному нормативно правовому акту быть реализованным .

Мы же считаем, что можно говорить о следующей системе принципов правотворческой деятельности:

  • народный характер правотворчества;
  • демократизм (скорее похожий на гласность);
  • научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой (научность);
  • законность правотворчества;
  • системность;
  • исполнительность.

Теперь рассмотрим вопрос о том, как же соотносятся друг с другом правовые категории правотворчества, нормотворчества и  законотворчество? Это необходимо для выявления сущности и специфики правотворчества.

Н. М. Конин писал в этой связи, что нормотворчество — ​это синоним правотворчества, т. е. форма управления — ​это действия, которые проявляются в том, что предписывают субъектам права правила, нормативы, регламенты, которые рассматриваются и  утверждаются в  установленном порядке соответствующими звеньями государственного аппарата, вследствие чего они становятся правовыми нормами, правилами, требованиями.

А. П. Коренев же полагает, что нормотворчество — ​это правовая форма, которая заключается в государственно-властном методе полномочий органов управления и  их должностных лиц 

Ю. Г. Арзамасов считает, что нормотворчество состоит из двух составляющих слов. Первое слово «норма» и второе слово «творчество». Первое, как пишет ученый, определяет направленность (цель) нормотворческой деятельности министерств и  ведомств по созданию актов применения права, актов действия. Данная цель, как подтверждает автор, как раз и определяет само содержание юридического термина «нормотворчество» .

В. В. Лазарев же употребляет термины нормотворчество и  правотворчество как синонимы, под нормотворчеством он понимает, «принцип и  государственную деятельность завершающую процесс формирования права, означающую возведение государственной воли в закон» .

Х. И. Кайтаева, считает «нормотворчеством правотворческий процесс, который вмещает в себя всякую предусмотренную законом процедуру принятия общеобязательных норм»… Упрощенно можно сказать, что правотворчество — ​это то же нормотворчество, но отвечающее особым организационным и  процедурным требованиям, в результате которого принимается нормативный акт правового характера. …Понятие правотворчество, охватывает не только процесс, но и создание соответствующих условий для создания норм правового характера .

Анализируя категорию законотворчества, можно умозаключить, что это категория как и категория нормотворчества является разновидностью правотворчества и охватывает собой все четыре стадии законодательного процесса:

  1. Законодательную инициативу.
  2. Обсуждение законопроекта.
  3. Принятие закона.
  4. Обнародование закона.

Эта деятельность ограничивается рамками парламента и  представляет собой процесс создания законов. С. С. Алексеев вообще не разделяет правотворчество и  законотворчество, он пишет: «Правотворчество или законотворчество — ​ это специальная деятельность компетентных органов, завершающих процесс правообразования, в результате которой приобретает юридическую силу и вступает в действие закон» .

Р. А. Ромашов, считает, законотворчество формой правотворчества, под законотворчеством он понимает, «целенаправленную деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно — ​правовых актов высшей юридической силы — ​законов» .

Если сопоставить нормотворчество и  законотворчество, то по верной мысли Т. С.  Масловской, «нормотворчество носит более конкретный характер, чем законотворчество, т. к. сфера действия нормы права — ​конкретное отношение, нормативно-правового акта —  определенная область» .

И. В. Куртяк, рассматривая нормотворчество как своего рода синоним правотворчества, но все же делает при этом их отличие. Он считает, что отличие правотворчества от нормотворчества только в субъективном составе.

В правотворчестве участвуют законодательные органы как субъекты правотворческого процесса. В нормотворчестве же участвуют органы исполнительной власти, федеральные министерства, федеральные службы, государственные комитеты как субъекты нормотворческого процесса, т. е. правотворчество отличается от нормотворчества тем, что правотворчеством наделены законодательные органы государственной власти РФ и субъектов РФ, которые принимают нормативные правовые акты в виде федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов субъектов РФ.

Нормотворчеством же наделены органы исполнительной власти в лице министерств, федеральных служб, которые принимают нормативные правовые акты в виде приказов, уставов, наставлений и инструкций 

Учитывая сделанный сравнительный анализ по правотворчеству, законотворчеству и нормотворчеству, можно предположить, что правотворчество является более широкой правовой категорией, законотворчество и нормотворчество — ​являются же ее частями, т. е. формами правотворчества, при этом законотворчество предназначено для создания таких форм права, как федеральный конституционный закон, федеральный закон, нормотворчество же имеет свое предназначение для создания форм права в  государственном управлении, т. е. постановления, распоряжения, приказы, уставы и инструкции.

Анализируя сущность и специфику правотворчества следует подметить, что оно может нести в  своей сути порой и  отрицательные зерна. Порой в массиве нормативно —  правового материала принимаются законы, которые можно охарактеризовать как несовершенные, противоречивые и «нерабочие».

В качестве такого примера можно привести Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» .

Так по нашему мнению, несмотря не редакционные изменения, данный Федеральный Закон не в  полной мере выполняет функции нормативно правового обеспечения основных положений Концепции национальной безопасности РФ, а именно в части обеспечения граждан при осуществлении строительной деятельности, тем более, что современный строительный рынок России является довольно криминальным, в  котором совершаются значительное количество уголовно-наказуемых действий.

Несмотря на то, что данный Закон уже давно принят, тем не менее, до сих пор в результате мошеннических действий одни объекты недвижимости можно продать нескольким лицам, по прежнему в  результате несовершенства данного Закона возможны процессы «замораживания» строительства, а сами субъекты — ​участники правоотношений окончательно не являются застрахованными от случайного риска.

Поэтому в этой связи для недопущения такого положения вещей в правотворчестве мы рекомендуем:

  1. Добиваться повышения эффективности механизма правового регулирования правовой защиты, сокращение ненужности и  множественности законов, важным направлением профилактики здесь является устранение конкуренции нормативных правовых актов. По-прежнему в Российской Федерации остается острым и не снимается с повестки дня вопрос о соотношении закона и указа, о месте указов в системе нормативных правовых актов. В условиях некоторого уменьшения президентского нормотворчества сохраняется значительный массив действующих нормативных указов, прямо противоречащих законам, вносящих в них изменения или подменивающих собой нормотворческую деятельность иных государственных органов. Затишье на законодательном уровне актов органов управления препятствует реализации дозволений и приводит к  тому, что ведомства ограничивают права граждан и  организаций, устанавливают правила, удобные для должностных лиц. Основные правовые средства обеспечения дозволения должны быть определены в  законе, а  не в  ведомственных нормативных актах. Необходимо со стороны государства разработать целостный механизм реализации законодательства, закрепляющий общий дозволительный принцип регулирования.
  2. Для правотворческого процесса сегодня особое звучание должно приобрести антропологическая оценка правовых актов. Такой анализ позволит предотвратить деформации межличностных отношений в результате применения норм права. Очевидным становится и то, насколько способствует юридическая норма самореализации человека, его активности и свободе. Здесь открываются возможности для предотвращения «юридической блокады» человеческой деятельности жестокими рамками ограничений и запретов. Необходимо высвечивать сугубо человеческие ценности, которые включены в нормативно-правовой акт.
  3. Следует в  правотворческом процессе современной Российской Федерации обратить особое внимание на обеспечение процесса правопреемственности в  стране. К  сожалению, в России исторически утвердился радикалистский тип политического и правового действия, ориентированный на проведение экстренных и кардинальных мер, на революцию, а не на реформу. Отечественный тип правового радикализма — ​это обращение к ценностям изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Но, как показывает мировая практика, стремление к форсированию событий рано или поздно приводит к разрыву средств и целей правового и политического действия, к просчетам и ошибкам.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному следует отметить, что по мнению исследователя, правотворчество представляет собой форму государственной профессиональной деятельности направленную на формирование принятия норм права (а также их изменения и отмену) уполномоченными субъектами с применением определенных методов, средств и способов в рамках соответствующих процедур с целью удовлетворения потребностей в урегулировании общественных отношений.

Анализ правотворчества как формы создания нормы права, как формы государственной деятельности, позволяет сделать ряд ключевых положений:

  • правотворчество как многогранная юридическая категория исследуется различными представителями со стороны различных научных юридических школ. Научные исследования правотворчества существовали и в советский период, не прекращаются и в настоящее время. Это говорит нам о том, что в юридической науке до сих пор нет единого мнения по понятийно-категориальному аппарату теории правотворчества;
  • вопросы правотворчества приобретают сегодня особую значимость, т. к. обнаруживается необходимость в создании механизма выявления потребностей и согласование воли и интересов различных социальных групп и их перевода на язык строгого законодательства;
  • правотворчество имеет самую тесную связь с правоприменением, т. к. именно в процессе применения норм права определяется эффективность всего процесса создания нормативно-правового материала;
  • составными частями, синонимами, формами правотворчества являются нормотворчество и законотворчество, но вместе с тем они имеют и некоторые свои отличия;
  • правотворчество оказывает значительное влияние на состояние режима значимости в современном активно реформируемом во всех сферах жизни российском обществе;
  • правотворческий процесс может эффективно функционировать только на основе единства реального действия всех его составляющих принципов.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)