Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних

Понятие «несовершеннолетний» терминологически не со­всем тождественно понятию «подросток». Первое имеет юриди­ческое значение, которое также наполняется различным содер­жанием в зависимости от отрасли права (законодательства), вто­рое понятие — категория социально-психологическая.

В науке возрастной психологии существовали и существуют различные теории подросткового возраста, поскольку он отлича­ется динамикой, обусловленной уровнем развития общества, социальной принадлежностью подростка, принадлежностью к по­лу и другими факторами. Кроме того, психологи последнего де­сятилетия отмечают сдвиг начала подросткового возраста в сто­рону омоложения — это, как правило, 11—12 лет, конец подро­сткового возраста, наибольший период среди предлагаемых раз­личными исследователями, — 18—19 лет.

В данной теме мы будем ориентироваться на точку зрения законодателя, имеющего официальное мнение относительно подросткового возраста. В основном действующее законодатель­ство связывает период взросления и обретения совершеннолетия с достижением 18-летнего возраста.

По гражданскому законодательству полная дееспособность, т.е. способность осуществлять самостоятельно свои права, нести и исполнять обязанности, отвечать за их исполнение, наступает именно с 18 лет. Однако закон предусматривает и различные этапы взросления и соответственно расширения прав и обязан­ностей несовершеннолетнего (до 14 лет; 14—16 лет; 16—18 лет), а также с учетом вышеупомянутых тенденций общественного развития и индивидуальности личностного развития — институт эмансипированного подростка, т.е. приобретение несовершен­нолетним прав и обязанностей в полном объеме с 16 лет.

По общему правилу уголовная ответственность у лица насту­пает с 16 лет, но это специальный возраст уголовной ответст­венности, а не возраст достижения уголовного совершенноле­тия, поскольку согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетним признается лицо, которому исполнилось 14 лет, но еще не ис­полнилось 18 лет.

По некоторым составам преступлений предусмотрен 14-лет­ний возраст субъекта преступления — это особо тяжкие пре­ступления по последствиям, ими причиняемым. Законодатель считает, что несовершеннолетний в этом возрасте уже должен осознавать характер и общественную опасность своих деяний в полной мере. Таким образом, подростки до 14 лет рассматри­ваются законодателем в качестве малолетних, в отношении которых закреплен свой правовой статус их в уголовном процессе (прежде всего исключается их статус в качестве обвиняемых и подозреваемых).

Наряду с этим в уголовном законодательстве (ч. 3 ст. 20 УК РФ) существует правовой институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психиче­ском развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер своих общественно опасных деяний и руководить ими. Данное явле­ние в психологии называется дизонтогенез задержка психиче­ского развития, умственная отсталость, диссоциированное раз­витие несовершеннолетнего.

Данное обстоятельство лишает несовершеннолетнее лицо спо­собности сознавать характер совершаемых действий, предвидеть их результаты и руководить ими. Как указывает М.В. Костицкий, между полярными состояниями вменяемости и невменяемости имеется ряд промежуточных состояний, особенно характерных для несовершеннолетнего, где наряду с нормальным развитием личности могут иметь место процессы акселерации и ретарда­ции, определяющие ускоренное или замедленное физическое и психическое развитие личности, т.е. отклонение от нормы в ту или иную сторону. Задержка психического развития несовершеннолетнего может проявляться на уровне общего развития, оценки себя, своих действий и действий других лиц.

В силу психологических и социальных возрастных особенно­стей личности несовершеннолетнего должен быть особый под­ход в отношениях с ним в судопроизводстве и в регулировании этих отношений.

Особенности психического состояния несовершеннолетнего изучает такой раздел психологии, который стоит на стыке педагогики, изучающей здорового человека, и психиатрии, изучающей патологию как акцентуации характера. Так, для несовершеннолетнего характерны крайние варианты норм поведения, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилены, отчего у них наблюдается избирательная уязви­мость в отношении определенных психогенных факторов и хо­рошая и даже повышенная чувствительность к другим факторам.

В отношении несовершеннолетних органам, ведущим произ­водство по делу, нередко приходится назначать экспертизу. Судебно-психологическая экспертиза — проведение по постанов­лению следователя или суда изучения и диагностики различных психологических качеств психики здоровых обвиняемых, подоз­реваемых, свидетелей и потерпевших. Однако особенность тако­вого исследования в отношении несовершеннолетнего состоит в том, что в силу многих возрастных особенностей ее необходимо проводить комплексно как судебно-психолого-психиатрическую экспертизу. Это один из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности их юридического значения и необходимости применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но в патопсихо­логии и возрастной психологии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)