Понятие, предмет и система римского права

В настоящее время в юридической науке нет единого общепризнанного понимания того, что есть «римское право». В разные эпохи его юристы давали разные определения, в том числе, как в широком его понимании, так и в узком его смысле. В процессе своего развития римское право развивалось последовательно с учетом преобразований, которые вносила жизнь самого Римского государства.

Так римское право прошло несколько этапов:

  1. Древнейший (VI в. – середина III в. до н. э.)
  2. Классический (середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.) 3. Постклассический (IV–VI вв. н. э.)

Какие же характерные черты имело римское право на каждом этапе своего развития?

Древнейший этап:

  • неразвитость и простота основных правовых институтов, которые в свою очередь были тесно переплетены с религией;
  • сравнительно медленно происходили изменения в области права, так как было слишком велико влияние религии;
  • казуальность норм (невысокая степень обобщения);
  • отсутствие общих правил поведения, пригодных для большинства сходных ситуаций, право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений, и сфера действия права была сравнительно узкой.

Указанные черты римского права отразились и на его источниках, среди которых преимущественное значение имели обычаи.

Классический этап:

  • закрепление абсолютного права частной собственности, в том числе на рабов;
  • в этот период развивается система преторского права, которая полнее отвечала требованиям товарного производства. Именно в преторском праве высокого уровня достигают отдельные институты и понятия гражданского права;
  • на данном этапе имеют основой не религиозные традиции и обычаи, а рационализаторское мировоззрение и учение о естественном праве. Греческая философия помогла римским юристам придать праву логическую последовательность, освободиться от религиозной обрядности, символики и приобрести вполне светский характер;
  • свойственен высокий уровень техники выражения общих норм поведения, точность формулировок, обоснованность решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов.

Например: «знать законы – не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение» (д. 1, 3, 17); «неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть». Подобные афоризмы были широко представлены в особых сборниках, которые использовались в учебных целях. На источники римского права религия и древние обычаи уже оказывают ограниченное влияние.

Огромное влияние на римское право оказало учение о естественном праве. Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму и является началом нравственности и справедливости. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Конечно, естественное право находилось в явном противоречии с произволом императорской власти, гражданских и военных чиновников.

Постклассический этап:

  • воплотил в себя основные результаты предшествующего развития права;
  • совершенствуется юридическо-техническое состояние права, повышается теоретический уровень его разработки;
  • наблюдается и отрицательная тенденция – упрочнение сословного деления населения;
  • значительным фактом развития права стала систематизация в законодательстве Юстиниана.

Происходят существенные изменения в круге источников права. Из их числа исключаются постановления народных собраний. Важнейшим источником права становятся императорские распоряжения и указы. Таковы основные характерные черты римского права на соответствующих этапах развития.

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права – публичное и частное право. Классическое разграничение, перешедшее в следующие века, дал римский юрист Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное, которое относится к пользе отдельных лиц». В основе данного определения лежит различие в охраняемых правом интересах.

Публичное право – это нормы права, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение его органов.

Частное право – это нормы права, защищающие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми.

Приступая к изучению римского частного права, определим, что предметомримского частного права являются важнейшие институты имущественного права, а в связи с ними также семейного права. К числу таких правовых институтов относятся: право собственности, обязательственное право, наследственное право и т. п.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми считались некоторые отношения, которые к ним не относились. Например, кража (фуртум) рассматривалась как частный деликт, а не как уголовное преступление.
В силу особенностей исторического развития в составе римского права различали отдельные системы. Эти системы возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским правом по имени древнейшего племени квиритов. Эта система права позднее получила название цивильного права (ins civile). Цивильное право подчеркивало строго национальный характер права римского гражданина, права государства. Цивильным правом считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. При этом цивильное право признавало в какой-то мере субъектом права не только римского гражданина, но и иноплеменника, без чего немыслимой была бы торговля. Наряду с системой цивильного права постепенно сложилась другая система права – преторское право (ins praetoriupe).

Предпосылками возникновения этой системы права являлись:

  • развитие экономики;
  • рост рабовладения;
  • сосредоточение в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.

Новые социально-экономические условия делали существующие постановления цивильного права недостаточными, появилась реальная необходимость их пополнения и даже обновления. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом на преторов. Путем издания преторами эдиктов (извещений, предписаний) был разработан ряд правовых институтов.
Таким образом, параллельно цивильному праву создавалась система преторского права. Дуализм цивильного и преторского права был довольно длительным явлением, но затем постепенно произошло их слияние.

Наряду с цивильным и преторским правом существовала еще одна система права. Цивильное право, как мы знаем, применялось только к римским гражданам. Однако с развитием производства и обмена, расширением торгового оборота возникла необходимость признания основных частных прав – права собственности, права заключения договоров и т. д. и за не римскими гражданами. На этой почве сложилась система права, которая получила название право народов (ins gentium).

К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права на вступление в брак и права торговли. Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений. С распространением римского господства на провинции, право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Право народов, выросшее на базе торговых отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, является правом универсальным, так как оно применялось ко всем участникам торгового оборота независимо от их гражданства.

Необходимо отметить, что постепенно шел процесс слияния цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал, прежде всего, интерес господствующего класса в развитии торгового оборота и укреплении торговых отношений с другими странами.
Рассматривая исторические системы римского частного права, следует коснуться и естественного права.

Римский юрист Цицерон первым определил естественное право как требование морали и утверждал, что оно покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Другой римский юрист, Ульпиан, признавал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми. Таким образом, рассматривая римское частное право, было бы неверным говорить о нем как о единой системе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)