Понятие о внимании

Одной из сторон сознания выступает внимание. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватманской бумаги, прислушивается ли к музыке, доносящейся издалека. Здесь оно включено в процесс восприятия. Внимание может проявляться также в процессах памяти, мышления, воображения. Человек может обращать внимание и на свои движения, выполняя то или иное действие. Можно внимательно продумывать ход решения задачи, напряженно вспоминать что-то. Наличие внимания в психической деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека.

Внимание — это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека.

Человек почти всегда бывает на чем-то сосредоточен. Эта сосредоточенность проявляется в том, что определенная часть окружающей действительности более ясно и отчетливо осознается, чем все остальные. Все постороннее, не относящееся к тому, чем занято человеческое сознание, отражается смутно и неотчетливо.

В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, а также орудия, при помощи которых она выполняется, и действия, которые в нее входят. Человеческому сознанию свойствен выбор, выделение, избирательность. У бодрствующего человека психическая деятельность всегда на что-либо направлена.

Что же является причиной направленности и сосредоточенности психической деятельности? Почему человек оказывается Внимательным к одному и невнимателен к другому?

То, что имеет какое-либо значение, что удовлетворяет потребности или препятствует их удовлетворению, что отвечает интересам и склонностям, что сигнализирует о чем-то более или менее важном для человека, что заставляет его ориентироваться в окружающем, – с необходимостью вызьшает сосредоточенность сознания и направленность на соответствующий объект. Именно из-за того, что наибольшее значение имеет в настоящий момент данная деятельность, например, чтение, подготовка уроков, происходит отвлечение от всего постороннего.

Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания определяется значением для человека какого-либо объекта.

Хотя в жизни употребляется выражение «остановить внимание», «задержать внимание», все же внимание не следует понимать как остановку, неподвижность, полную задержку психической деятельности на чем-либо. Внимание изменчиво, динамично. Для него характерно то, что при непрерывном изменении содержания отдельных психических процессов общее направление психической деятельности долго остается неизменным.

Являясь необходимой стороной сознания, внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания принято различать два вида внимания: непроизвольное и произвольное, т.е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Это, конечно, не значит, что оно является беспричинным. Причины, вызывающие непроизвольное внимание человека, кроются, в первую очередь, в особенностях внешних воздействий – раздражителей. По своему происхождению непроизвольное внимание ближе всего связано с «ориентировочными рефлексами». Ориентировочный рефлекс или «рефлекс что такое?», как образно называл его И.П. Павлов, возникает при каждом новом, неожиданном раздражении и вызывает такие приспособительные движения, которые обеспечивают наиболее полное и отчетливое отражение раздражителя. Причинами непроизвольного внимания раньше всего являются: сила, величина, внезапность раздражителей, их движение, изменение вообще. Особенное значение имеет контрастность раздражителей, их отличия друг от друга. Так, внезапно наступившее молчание настораживает, а при полной тишине даже слабый шорох привлекает внимание.

Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Человек, ожидающий прихода поезда, невольно прислушивается к гудкам паровозов, вглядывается вдаль, посматривает на огни семафоров, на вокзальные часы, т.е. выделяет все, что может сигнализировать приближение поезда.

Непроизвольное внимание зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, от всего богатства его прошлого опыта. Врач, даже при случайной встрече с больным, сразу же невольно выделяет признаки, свидетельствующие о характере заболевания. Между тем человеку, далекому от медицины, эти признаки не бросаются в глаза.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности.

Возникшее в трудовой деятельности предков современного человека произвольное внимание стало обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Во время труда всегда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, необходима сосредоточенность, направленность и организованность сознания, а вместе с тем умение отвлекаться от того, что не существенно для получения намеченного результата.

Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что непосредственно интересует, захватывает, волнует их, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо». Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для поддержания внимания.

Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Прилагая значительные усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохраняется.

Уменьшение волевого напряжения при произвольном внимании может явиться следствием выработки трудовых навыков, а в особенности привычки сосредоточенно работать при определенных условиях: начинать работу в известное время, на знакомом и приведенном в порядок рабочем месте, пользоваться испытанными орудиями или инструментами. Все это помогает человеку трудиться сосредоточенно, не отвлекаясь.

Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: устойчивость, переключение и распределение. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях внимания.

Устойчивость внимания – это степень и длительность сосредоточенности сознания. Показателем устойчивости внимания является отсутствие значительных колебаний (временных ослаблений сосредоточенности) внимания. Физиологически устойчивость внимания, очевидно, объясняется прежде всего торможением действия побочных раздражителей.

Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения общественных и личных потребностей человека. Внимание является устойчивым до тех пор, пока выполняемая работа активизирует психическую деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувствам. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты. Так, с неослабевающим вниманием прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечитывать его. Однако с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец, сосредоточиться на процессе чтения станет попросту невозможным. Только поставив перед собой какую-нибудь новую задачу, например, пересказать прочитанное, составить план или конспект, можно опять сконцентрировать свое внимание на рассказе.

Ценное свойство внимания — устойчивость необходима человеку в любой деятельности: и рабочему у станка, и ученому, и милиционеру, и водителю транспорта, и учащемуся.

При переключении происходит преднамеренный переход от одного объекта внимания к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Так, возникший в классе шум вызывает отвлечение внимания учеников, до того времени серьезно и внимательно работавших. Между тем преднамеренный переход от одной деятельности к другой, например от подготовки домашнего задания по физике к заданному на дом сочинению по литературе, является переключением внимания.

При распределении внимания возможно одновременно выполнять две или несколько деятельностей. Это свойство внимания чрезвычайно важно в жизни. Но если в одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись, распределять внимание весьма трудно. И поскольку важнейшим признаком внимания является сосредоточенность сознания, многие раздражители отчетливо не воспринимаются. Это является причиной возникновения рассеянности.

Рассеянность бывает двух видов. Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Подобный вид рассеянности наиболее отчетливо обнаруживается у детей-дошкольников. Однако и среди старших школьников можно обнаружить немало таких, которые не умеют сосредоточенно работать. Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке. Справедливо образное сравнение: «Внимание – это резец памяти: чем острее оно, тем глубже следы». Одной из причин такой рассеянности является избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Так, человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться. Рассеянность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и уличных катастроф.

Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, перестает замечать «мелочи жизни», и поэтому некоторые его поступки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)