Понятие о качестве товаров
В течение многих веков “качество” является одной из фундаментальных философских, технических, социально-экономических и политических категорий, определяющих
образ жизни и социально-экономическую основу развития как конкретного человека, так и общества в целом.
Аристотель (III в. до н. э.) использовал эту категорию для различий между предметами, Гегель (ХIХ в. нашей эры) – для объяснения существования именно этого
предмета, а не какого либо другого. Определение понятия “качество” в ХХ в. изменялось в зависимости от уровня развития человеческого сознания и потребностей общества. Филипп Кроссби определял качество как “соответствие требованиям”.
У. Э. Деминг считал, что “качество может быть определено в терминах конкретного лица”, а “управление качеством не означает достижения совершенства. Оно
означает получение такого уровня качества, на который рассчитывает рынок”
У. А. Шухарт выделял “…два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещи как объективной реальности, которая не зависит от существования
человека. Другой аспект – с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношении этой объективной реальности”
Дж. М. Джуран определял качество как “соответствие назначению” и отмечал две стороны этой категории: “качество заключается в тех свойствах продукции, которые
удовлетворяют потребности потребителей и поэтому обеспечивают их удовлетворенность этой продукцией и качество заключается в отсутствии несоответствий”
А. В. Фейгенбаум понимал под качеством “совокупность сложных рыночных, технических, производственных и эксплуатационных характеристик изделия (или услуги),
благодаря которым используемое изделие (или услуга) отвечает ожиданиям потребителя”
Американское общество по контролю качества и Американский национальный институт стандартов определяют качество как “совокупность свойств и характеристик
изделия (или услуги), которые определяют его (ее) способность удовлетворять определенные потребности”
В 3-м издании словаря Н. Уэбстера качество определяется как “степень совершенства”. При этом под совершенством понимается удовлетворение или превышение
требований потребителей и обеспечение стабильных характеристик без оговорок или исправлений по такой цене, которую они могут себе позволить, и тогда, когда
они нуждаются в соответствующем изделии или услуге.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь” под качеством понимают степень соответствия
присущих характеристик требованиям. Динамика стандартизированных определений понятия качества представлена в табл. 1.1.
Из обобщения выше изложенных определений понятия “качество” можно сделать следующие выводы:
- Качество многомерно, его невозможно определить только по одной отдельно взятой характеристике или свойству. Оно определяется совокупностью характеристик и
свойств продукции, способных удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. - Качество объективно и субъективно одновременно, т. е. имеет две стороны. Качество непосредственно связано с какимлибо объектом, существует само по себе и определить его можно только с философской точки зрения: “Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов”. Субъективность качества определяется потребностями конкретного человека и степенью их удовлетворения.
- Качество объекта (объект оценки) по отношению к человеку (субъект оценки) может иметь различные степени и являться переменной величиной.
- Наличие вариабельности приводит к появлению социальных потерь, понимаемых как неудовлетворенность потребностей части общества.
- Качество можно оценить через количественное измерение отдельных реальных свойств продукции и соответствующую количественную оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.
- Степень удовлетворения совокупностью важнейших свойств продукции потребностей людей является количественной характеристикой качества продукции.
Таким образом, качество товара можно представить как степень соответствия комплекса его свойств сложившимся к данному времени конкретным потребностям,
требованиям, определяющим пригодность к использованию.
- Экспертиза товаров
- Требования к качеству ковров и ковровых изделий
- Классификация и характеристика ассортимента ковров и ковровых изделий
- Общие сведения о коврах и ковровых изделиях
- Требования к качеству парфюмерных и косметических товаров
- Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров
- Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров
- Общие сведения о парфюмерно-косметических товарах
- Требования к качеству галантерейных товаров
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу