Понятие надзорного производства в арбитражном процессе

Арбитражное надзорное производство с момента его возникновения всегда рассматривалось в качестве самостоятельной стадии арбитражного процесса с присущими ей целями, задачами, а также специфическими полномочиями. В первоначальном ракурсе рассматриваемое производство с точки зрения его процессуальной роли было тождественно производству по пересмотру судебных актов в порядке надзора в системе судов общей юрисдикции. И в том, и в другом случае на стадии надзорного производства осуществлялась первичная (и, что более важно, единственно возможная на тот момент времени) проверка вступивших в законную силу судебных актов на предмет их законности и обоснованности.

Интересно
С принятием АПК 1995 г. процессуальная роль стадии надзорного производства в арбитражном процессе коренным образом изменилась и продолжает меняться, о чем явно свидетельствуют последние изменения АПК РФ. Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики.

До принятия ФЗ от 28.06.2014 года вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов пересматривались в порядке надзора Высшим арбитражным судом РФ. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

Объекты проверки

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства. Субъектами обжалования выступают – лица, участвующие в деле, и иные лица, указанные в статье 42 АПК РФ. Данная категория лиц подает надзорную жалобу. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации также вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, а именно:
  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Этапы надзорного производства:

  • возбуждение дела
  • направление дела на рассмотрения (рассмотрение заявления)
  • пересмотр дела в порядке надзора.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине (здесь речь идет о причинах, не зависящих от лица, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)