Понятие инновационного процесса

Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:

  • во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
  • во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.

В общем виде, инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, так как по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей.

Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

Различают три формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:

  • создание и распространение;
  • диффузия нововведения.

Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями инновации, а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число, и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность инновационных процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии инновации в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии инновации определяется различными факторами:

  • формой принятия решения;
  • способом передачи информации;
  • свойствами социальной системы, а также свойствами самой инновации.

Свойствами инновации являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Й. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия инновации. Однако на ранних стадиях диффузии инновации никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих инноваций. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Нужно исходить из того, что внедрение инновации является трудным и болезненным процессом для любой организации.

По мере развития инновационный процесс распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к инновациям.

В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

ФИ ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – Мар – Сб – Э – Мод – У,

где: ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Мар – маркетинг; Сб – сбыт, Э – эксплуатация, Мод – модернизация, У – утилизация.

Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ – ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ – ПИ; Пр – С) и т. д.

Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что связано с понятием «научная деятельность». Разумеется, каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схемы и т. д.

В результате разработок создаются конструкции новых машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М – Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Фазы (Э – Мод – У) связаны с потреблением или эксплуатацией инновационного продукта и его дальнейшей утилизацией.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Cодержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия исследования:

  • фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования – это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно их конкретного применения). Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%;
  • прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные / оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
  • экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта – завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству). Цель разработки продукта – создание / модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип – это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям.

2. Стадия производства:

  • первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности). Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству – это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец – полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам;
  • запуск и управление освоенным производством (полномасштабное производство – это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве, и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка).

3. Стадия потребления:

  • поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности);
  • устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:

  • зарождение нововведения – осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
  • освоение нововведения – внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
  • диффузия нововведения – распространение, тиражирование и многократное повторение на других объектах;
  • рутинизация нововведения – нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.

Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.

Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием «инновационный процесс», и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом – процесс ее коммерциализации (табл. 1.3).

Виды инновационных проектов и их особенности

Различают исследовательские и венчурные инновационные проекты. Исследовательский проект – разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты; проекты проведения экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.

Инициативные проекты чаще всего осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.

Содержание инициативного проекта составляют:

  • фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;
  • конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;
  • предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;
  • ожидаемые научные результаты (развернутое описание оценкой степени оригинальности);
  • современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем; I
  • имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);
  • список основных публикаций, ближе всего относящихся к предлагаемому проекту;
  • перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

  • фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;
  • указание сферы применения оборудования (подразделение организация и т. п.);
  • общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;
  • имеющийся задел по предлагаемому проекту;
  • перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;
  • контракт на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:

  • область знания, в которой должны применяться создаваемая ИС или БД;
  • фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;
  • конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;
  • предлагаемые методы и подходы;
  • общий план работ на весь срок выполнения проекта – ожидаемые результаты;
  • современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных или зарубежных аналогов;
  • имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);
  • наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;
  • перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств необходимых приобрести дополнительно для успешного выполнения проекта;
  • способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличия лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, др.);
  • стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, Кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (Мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС);
  • функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);
  • дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показываются:

  • фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;
  • конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;
  • план-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40 000 знаков) и предполагаемый тираж;
  • современное состояние публикаций в данной области науки;
  • степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);
  • имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;
  • полученные ранее результаты и разработанные методы;
  • список публикаций автора (авторского коллектива), ближе всего относящихся к данному проекту.

Среди издательских проектов все большее распространение приобретают электронные учебники и курсы, создаваемые университетами, а также специализированными компаниями и фирмами. Руководство процессами их разработки осуществляет высший менеджмент организации. Для создания электронных учебников и курсов формируются временные творческие коллективы, в которых ключевой фигурой является преподаватель. Кроме преподавателя, владеющего знаниями и имеющего опыт преподавания соответствующей учебной дисциплины, в разработке учебника участвуют методисты, программисты и другие специалисты в области информационных технологий. Издательский проект по подготовке и внедрению в образовательный процесс электронного учебника требует больших затрат и поэтому находится на стыке исследовательского и венчурного проекта.

Проект проведения экспедиционных работ раскрывает:

  • фундаментальную научную проблему, на решение которой он направлен;
  • формулировку конкретно решаемой задачи; общий план работ;
  • имеющийся задел по предлагаемому проекту (полученные ранее результаты, обосновывающие необходимость проведения экспедиционных работ);
  • перечень имеющегося и необходимого оборудования.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

  • область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;
  • перечень имеющегося оборудования, техническое состояние, основные характеристики;
  • имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;
  • основные направления научно-методического развития комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицине; наукам о земле; гуманитарным и общественным наукам. Для исследовательского проекта характерно следующее:

  • не повторяется (новизна);
  • имеет заранее сформулированную цель;
  • имеет определенное начало и конец;
  • ограничен во времени и средствах;
  • сложен;
  • требует привлечения специалистов разных профилей;
  • имеет высокий приоритет.

Проект должен быть нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

  • создания проектной группы или образования творческого коллектива;
  • управления (как обеспечить выполнение проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

Исследовательские проекты обладают высокой степенью неопределенности относительного экономического эффекта и характеризуются высоким риском, поэтому финансовые институты и другие структуры, ориентированные на получение прибыли, не заинтересованы в их инвестировании. Такие проекты могут финансироваться из государственного бюджета и на безвозвратной основе путем получения грантов.

Венчурные проекты связаны с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они являются коммерческими и финансируются, как правило, коммерческими организациями на возвратной основе. Многие коммерческие банки создали специальные отделы, разработали принципы инвестиционной деятельности. Среди них: выработка стратегии инвестиционной деятельности; разработка системы формализованных оценок инвестиционных проектов; выработка технологии работы с инвестиционными проектами.

В зависимости от уровня научно-технической значимости различают следующие венчурные проекты:

  • модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;
  • новаторский – конструкция нового изделия существенно отличается от старой;
  • опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях;
  • пионерный – появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции, технологии, выполняющие прежние и новые функции.

В зависимости от масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на:

  • монопроекты;
  • мультипроекты;
  • мегапроекты.

Монопроекты выполняются, как правило, одной организацией или одним подразделением. Например, создание конкретного изделия, технологии. Они имеют жесткие временные и финансовые рамки. Для управления проектом требуется руководитель или координатор.

Мультипроекты направлены на достижение сложной инновационной цели, например, создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы. Они объединяют большое число монопроектов. Здесь нужны координационные подразделения.

Мегапроекты представляют собой многоцелевые комплексные программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, проекты технического перевооружения отраслей, решение проблем конверсии, повышение конкурентоспособности продукции и технологий.

Стратегия инвестиционной деятельности при финансировании инновационных проектов базируется на определении приоритетов. Формализованные оценки позволяют отбирать предпочтительные проекты. Они вырабатываются исходя из целей инвестиционной деятельности. В их составе могут быть допустимый объем кредитования, наличие дополнительных эффектов, минимально допустимая прибыль. Технология работы с инвестициями требует не останавливаться, а обеспечивать улучшение, сопровождение, контроль и консультирование.

Каждый проект должен иметь четкую цель, что позволит оценить полученный результат. Окончательный успех любого проекта определяет рынок.

Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования и получения субсидий. Экспертиза состоит из следующих этапов: предварительная оценка проекта; комплексная экспертиза; подготовка заключения.

На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. При этом учитывают:

  • соответствие проекта целям инвестора;
  • дополнительный общественный и социальный эффект у заявителя;
  • принадлежность новой получаемой собственности;
  • привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевую ориентацию;
  • уровень риска;
  • связь с другими научно-техническими программами;
  • наличие налоговых льгот;
  • влияние на экспортно-импортные связи страны. Комплексная экспертиза содержит:
  • оценку участников проекта (компетентность, практический опыт руководителей, качество проведенного маркетинга, деловой опыт компании, потенциальный капитал у исполнителя проекта, мероприятия по защите от финансового риска, объемы работ в компании, соответствие имеющимся мощностям, наличие квалифицированного персонала);
  • оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта (положение на рынке, выявление потенциальной емкости, перспективы конкуренции, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, ценообразование, влияние на существующие товары);
  • оценку используемых научно-технических и технологических разработок (уникальность, патентная защищенность, наличие сырья и материалов, общая техническая оценка прогрессивности, вероятность технического успеха, воздействие на другие проекты);
  • оценку финансовых потоков (оценка стартовых и общих затрат, распределение средств по этапам проекта и элементам расхода, длительность периода возврата средств, финансовый риск, рентабельность, механизм возврата средств, гарантии);
  • оценку экологических и социальных последствий.

Заключение по проекту содержит вывод о целесообразности его выполнения и финансирования. Каждый проект должен иметь план и соответствовать требованиям к оформлению. Это предъявляет особые требования к менеджерам инновационных проектов.

Динамика затрат и прибыли при реализации инновационного проекта.

Динамика затрат и прибыли в ходе осуществления инновационного проекта по Х. Миккельсону рассмотрена ниже (рис. 1.3).

где W – валовой доход; V – чистый доход; P – прибыль; Q – текущие затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Очевидно, что ранние этапы этого процесса заведомо затратные, причем расходы резко увеличиваются по мере приближения новшества к рынку (момент времени t1). Отрезок t0-t1 соответствует первым четырем этапам инновационного процесса. С наступлением пятого этапа организация начинает получать доход от продаж, растущий в дальнейшем с расширением масштабов производства и сбыта (кривая W на отрезке t1-t3). Естественно, это происходит только при успешном развитии инновационного процесса. Кривая V на том же отрезке характеризует получение чистого дохода, начиная с момента времени t1. Он образуется в результате вычитания из валового дохода W текущих затрат Q, связанных с производством и реализацией товарной продукции. С некоторого момента времени t2> t1, чистый доход компенсирует затраты на ранних этапах инновационного процесса и организация начинает получать чистую прибыль (кривая P на отрезке t2-t3).

Чистая прибыль растет до тех пор, пока новая товарная продукция конкурентоспособна и пользуется спросом у покупателей.

Однако жизнь свидетельствует, что в условиях рыночной экономики этот счастливый для предпринимателей период продолжается недолго. По следам организации-новатора идут многие другие, тоже стремящиеся обосноваться в новой рыночной нише. Одни из них приобретают лицензию на использование новшества на законных основаниях. Другие действуют пиратскими методами, применяя разработанную первой организацией технологию или выпуская новый продукт без соблюдения всех предусмотренных законом требований. Третьи вообще дискредитируют нововведения, налаживая подпольный выпуск низкокачественных и более дешевых аналогов под маркой организации-разработчика. Наконец, четвертые – наиболее серьезные конкуренты на рынке – самостоятельно совершенствуют потребительские или технологические характеристики новшества, добиваются на этом пути существенных результатов, находят лазейки в патентном законодательстве, и постепенно заполняют своей продукцией все новые пространства рыночной ниши.

Базовые модели коммерциализации технологий:

Нерыночный подход (иначе называемый «любительским», т. е. непрофессиональным) похож на выталкивание на рынок своей идеи. Снизу вверх, упираясь что есть сил, «толкатели» пытаются протиснуть свое «детище» сквозь плотные ряды рыночных конкурентов наверх, к солнцу, чтобы их хрупкая еще идея окрепла, напиталась живительной влагой и принесла плоды.

Наиболее распространенный у нас и наименее живучий вариант коммерциализации технологий. Как правило, в этом варианте группа изобретателей, авторов технологии, работающая над идеей с незапамятных времен, продолжает в неизменном коллективе продвигать свою идею к рынку, мало понимая что-либо в коммерции, финансах, кредитах и т. п. Конечная цель такой группы – увидеть триумф своей идеи и попутно, если получится, заработать много денег.

Такая модель коммерциализации технологий действует аналогично предприятию домаркетинговой эпохи, ориентированному на сбыт («все придуманное и производимое можно продать, если приложить достаточно усилий»).

Предпринимательский подход означает, что в этом случае, наоборот, уже не разработчик – автор идеи, а свободный предприниматель, обнаружив рыночную нишу, начинает искать технологию, с помощью которой он может наладить выпуск товаров, отвечающих потребностям определенного сегмента рынка, с тем, чтобы снять сливки, опередить конкурентов и заработать много денег.

Посреднический подход (также именуемый «сталкерским»). Существуют профессиональные игроки рынка инноваций, так называемые «проводники технологий», своеобразные «сталкеры», они либо располагают информацией – где и какой корпорации требуется та или иная новая технология (при этом они знают, где ее можно добыть), либо умеют привлечь интерес инвесторов к перспективным «чемпионским» проектам. Сталкеры редко занимаются выращиванием проектов, чаще их интерес – свести одну сторону с другой, получив при этом свои комиссионные в виде оплаты или доли в бизнесе. Роль сталкеров часто выполняют бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании и бизнес-брокеры, занятые в сфере покупки-продажи инновационных и венчурных предприятий.

По происхождению источника движения, по местонахождению главной движущей силы, организующей процесс перевода технологии из пояснительных записок и чертежей в реальные денежные средства, каждый случай коммерциализации технологий можно отнести к одному из двух вариантов: «технологический толчок» или «рыночное вытягивание».

«Технологический толчок» означает, что сама технология пытается выбраться из лабораторных условий вверх, на рынок товаров и услуг, ищет свою сферу применения на реальном рынке. Основная движущая сила – авторы (разработчики) технологии.

Типичная для этого случая ситуация такова: у разработчиков имеется сама технология, есть желание ее применить, при этом нет ни денег на ее коммерциализацию, ни коммерческих навыков, ни умения (ноу-хау и специальных знаний о том, как можно распоряжаться интеллектуальной собственностью).

«Рыночное вытягивание» – рынок называет тот товар, который с большой вероятностью будет востребован потребителями в ближайшем будущем. Предприниматели, которые увидели шанс построить на этом товаре свой личный будущий успех, устремляются на поиск нужных технологий, способных создать новый конкурентоспособный товар. Найдя такую технологию, они стараются ухватиться за нее и «вытянуть» в реальный сектор экономики. Основная движущая сила рыночного вытягивания – предприниматели или проводники технологий (профессиональные инновационные консультанты – сталкеры). Типичная ситуация рыночного вытягивания: у предпринимателей, имеющих опыт, знания и определенное «чутье» рынка нет технологии, и, даже возможно, нет полноценных денежных ресурсов для ее приобретения, но зато есть понимание того, какой товар ожидается определенной группой потребителей, и каким образом, благодаря прорывной технологии, будет обеспечено устойчивое конкурентное преимущество и позиция на рынке (табл. 1.4).

Следует обратить внимание на то, как схожи и взаимозависимы понятия моделей коммерциализации технологий (любительская, профессиональная, посредническая) и вариантов движения (рыночное вытягивание или технологический толчок).

Нельзя сказать, какой из двух вариантов (технологический толчок или рыночное вытягивание) лучше, какой хуже: они разные. У каждого – свои плюсы и минусы, которые, в зависимости от отрасли, могут менять свои знаки на противоположные, а достоинства при этом могут становиться недостатками, и наоборот. На Западе, где скорость обновления продукции и конкуренция значительно выше, в последнее время считается, что перспективней толкать, а не тянуть: пока предприниматель найдет нишу, пока найдет нужную технологию, организует производство и продажу, уже, как правило, нишу покрывает кто-то другой.

В качестве примера приведем два удачных проекта по рыночному вытягиванию. Стратегия основателей издательского дома «Коммерсант» позволила им значительно опередить конкурентов и создать группу газет и журналов, популярную у многих читателей. «Коммерсантъ» изначально сделал ставку на избирательность и специализацию подачи материалов разным группам читателей. В те времена, когда начинался поход «Коммерсанта», только отраслевые узкоспециальные издания имели направленность на конкретную аудиторию. Как правило, это были научные или ведомственные журналы. Остальная пресса была до неузнаваемости безлика. С появлением «Ъ», позиционировавшего свои издания на финансовые, деловые, для женщин и т. п., а затем даже раздельно позиционировавшего страницы своих изданий, при этом публично объявив рубрики и ньюсмейкеров, – все это позволило ему в одном из своих изданий, к примеру, новость «Человек покусал собаку!» дать крупно, на первую полосу и со скандальным заголовком, а в другом – снивелировать, поместив в самом нечитаемом месте и мелким шрифтом. До «Коммерсанта» всерьез разделить аудитории и дать каждой то, что она хочет, никто не помышлял. Эта и многие другие стратегические ошибки конкурентов позволили ему достичь серьезного успеха.

Довгань одним из первых сделал ставку на русские продукты. Причем лишь отчасти эксплуатировалась национальная идея, более глубокий расчет показывал неизбежность возврата населения к привычному вкусу еды, к так называемой «генетической вкусовой памяти». Следует напомнить, что вначале девяностых годов Россия была завалена импортными продуктами, в красивой упаковке, диковинной формы и необычного вкуса. Отечественные продукты казались явными аутсайдерами, их перестали покупать, и в течение нескольких лет они просто сошли на нет. В тот момент мало кто мог пойти против течения и посчитать, что такое положение дел – ненадолго. Трудно было предположить, что народ насытится необычными вкусовыми ощущениями и начнет искать, где купить российские продукты с полузабытым вкусом и ароматом. Теория возвращения нации к генетически заложенному вкусу еды, между тем, полностью подтвердилась, и первым на рынке в тот момент оказался Довгань. Сегодня уже никто не сомневается, что вкусовые предпочтения населения, выбирающего русские продукты – всерьез и навсегда, теперь по пути Довганя движутся тысячи предпринимателей. Однако сливки снимает всегда тот, кто идет первым. Те из нас, кто имеет отношение к инновациям, к новым технологиям, должны четко понимать – нужно стараться опередить всех конкурентов, оказаться в нужном месте в нужный час, но при этом учесть, что потребитель должен желать приобрести наш товар или услуги.

Однако те, кто уже обременен идеей, технологией, научной разработкой и тем самым привязан к ней, заведомо не свободен в своем выборе, зачастую держатся за свою идею, даже видя, что рынок не готов ее принять. Так легко можно совершить ошибку и никогда не прийти к успеху, поскольку в таком случае стратегия фирмы отталкивается не от спроса, состояния рынка, не стремится удовлетворить потребности покупателей, а пытается через силу навязать рынку свои «произведения».

Особенности конкуренции в инновационной деятельности

Конкуренция в области инновационной деятельности – это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

  • конкуренция – главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам;
  • конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка;
  • конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
  • конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
  • конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики.

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.

  1. Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
  2. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.

Основные аспекты анализа непосредственных конкурентов

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска (табл. 1.5.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)