Понятие преступлений против государственной власти

Под правонарушениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления понимают предусмотренные нормами гл. 30 УК (ст. ст. 285 – 293) общественно опасные деяния, совершенные виновно против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие правильную, то есть соответствующую закону, и работу властного публичного аппарата (государственная власть, и интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления), а непосредственным – отношения, обеспечивающие правильную работу отдельных звеньев данного аппарата.
В зависимости от субъекта все правонарушения, и предусмотренные гл. 30 УК, можно разделить на совершаемые:
должностными лицами:
– злоупотребление должностными полномочиями – ст. 285;
– нецелевое расходование бюджетных средств – ст. 285.1;
– нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов – ст. 285.2;
– превышение должностных полномочий – ст. 286;
– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ – ст. 287;
– незаконное участие в предпринимательской деятельности – ст. 289;
– получение взятки – ст. 290;
– халатность – ст. 293;
государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, не являющимися и должностными лицами, – присвоение полномочий должностного лица – ст. 288;
как должностными лицами, так и служащими:
– служебный подлог – ст. 292;
– незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, и повлекшее незаконное приобретение и гражданства РФ – ст. 292.1;
– любыми лицами, и отвечающими признакам общего субъекта, – дача взятки – ст. 291.
Согласно примечаниям к ст. 285 УК, должностными лицами в статьях гл. 30 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие:
– функции представителя власти;
– выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, и государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, и других войсках и воинских формированиях РФ.
К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, и надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД России и ФСБ России, и состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, и организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, ив частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет и определенные функции, и возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица и либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
Под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, и устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, и специально предусмотренных соответствующими статьями.
Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие преступление, и предусмотренное статьями гл. 30 УК, влекут уголовную ответственность по статьям названной главы в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Вопросам квалификации ряда преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, назначения за их совершение наказания посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)